ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 39 2016 новной причиной этой тенденции можно выявить ухудшение социаль‐ но‐экономических факторов. Они „определяются общественными от‐ ношениями, которые включает в себя индивида, его социальной сре‐ дой и его возможностями учиться, работать и участвовать в общест‐ венной жизни, иметь дом и семью. По данным исследования социаль‐ но‐экономические факторы окружающей среды оказывают наиболее существенное влияние на здоровье граждан (50 %), причем бедность и безработица считаются одним из наиболее важных социальных де‐ терминант и рисков для здоровья” [8, с. 2]. В связи с преодолением негативного влияния социально‐ экономических и экологических факторов, приводящих к опасному для здоровья поведению, необходима целенаправленная воспита‐ тельная работа в направлении формирования и повышения культуры здоровья, которая является одной из основных задач современного образования здравоохранения. С. Младенова определяет ее „как часть общей культуры населения”, которая представляет собой „систему знаний, убеждений, ценностей, навыков, умений и моделей поведения для удовлетворения потребностей сохранения, восстановления и укрепления личного и общественного здоровья” [2, с. 89]. Культура здоровья связана со всеми аспектами здоровья чело‐ века в качестве статуса (состояния) – физический, психический, эмо‐ циональный, социальный, духовный, личный. Существуют различные виды культуры здоровья: общественная и личная, субъективная и объективная, которые имеют духовные и материальные компоненты. В этом смысле, культура здоровья име‐ ет целый ряд элементов – педагогических, социальных, медицинских, экономических, психологических, юридических и других. Правильное строение и сочетание этих элементов определяет благосостояние как отдельного гражданина, как личности, так и общества в целом. По словам Г. Терзиевой „культура здоровья личности является диалектическим единством между сознанием и поведением, в резуль‐ тате освоенных знаний и убеждений о здоровье как ценность, пере‐ житых чувств, эмоций и настроения по отношению к сохранению здо‐ ровья – своего и других; приобретенные умения и привычки для ук‐ репления здоровья и практического проявления нетерпимости к проявлению бесчеловечного обращения к здоровью в качестве яв‐ ления” [6, с. 14]. Автор считает, что структура культуры здоровья включает в себя три основных компонента: сознание здоровья – „единство знаний о здоровье личности, взглядов, убеждений, отноше‐ ний и опыта”; „опыт культуры” [3, с. 36] – „испытание положительных эмоций, вызванных сохранением здоровья”; поведение здоровья –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=