ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 37 2016 вплотную прижимаясь друг к другу, удлинившись туловищами в беге, словно стремительно плывущие рыбины, вытянув по ветру летящие хвосты. Она – чуть впереди, опережая его на полголовы, как полагает- ся, – в том приоритет самки. Он – на полголовы, не более и не менее, – отставая и пьянея от запаха ее тела, насыщаясь ее горячим дыханием, слыша, как гулко билось на бегу ее сердце» [3,5]. Мифологическое мышление Айтматова проявляется в произве‐ дении не только в искусно сотворенной легенде, но и во введении в основное повествование фольклорных элементов. Это символиче‐ ское внезапное появление ласточек – вестниц грядущих перемен, опи‐ сание народного обычая – «зова Вечной невесты», включение песни шамана, строка из которой стала первым заглавием романа: Разве вы не видите, Как падают горы? Разве вы не видите, Как валятся деревья? Это я все делаю, я вершу… Я – Шамалбаш, я все могу. Образ гор в романе Айтматова несет свою смысловую нагрузку. Это не просто край, где родились и выросли герои, и где разворачива‐ ется основное место действия романа – это символ незыблемого ми‐ роустройства, некая система, которую никак нельзя разрушать. Но метафорическое «падение гор» присутствует в современном общест‐ ве, когда происходит утрата веры, духовности, эстетических идеалов, дружбы, добра и справедливости, когда руками человеческими ради наживы совершаются страшные злодеяния против природы и самого человека, когда наступает хаос и, как выразился сам писа‐ тель, все идет «по вольным ветрам»[4]. Отсюда и символичное про‐ звище шамана Шамалбаш – Ветряная голова. Но уже второе заглавие романа «Вечная невеста» противопос‐ тавляется эсхатологической символике первого. В нем заключен осо‐ бенный смысл: любовь – вот ключ к спасению человечества. Любовь – «это исключительное открытие для двоих перед зовом вечности» [3, 35], энергия, дарованная нам свыше, в силах которой возрождать, со‐ зидать, «восстанавливать горы». Ч. Айтматов говорил: «Я думаю, что легенда о Вечной невесте – сплачивающая, комбинирующая сила… проходят сотни и сотни лет, а в ее памяти живут воспоминания о це‐ лых поколениях [2]. Для меня эта легенда – выражение того, что лю‐ бовь – величайшая ценность человека [1]». Таким образом, мифологические и фольклорные элементы ис‐ пользуются Айтматовым‐реалистом для передачи эстетико‐фило‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=