ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 36 ронения невесты образовалась горка Кыз‐Мола, в переводе с киргиз‐ ского – могила девушки. Это на века сохранившееся в памяти народа предание, по нашей версии, и создало в творческом воображении пи‐ сателя образ Вечной невесты – несчастной девушки, пытавшейся най‐ ти своего любимого и доказать свою невиновность перед ним. Вдруг появившаяся после похищения у невесты способность летать – фанта‐ стический прием, используемый автором в легенде – можно расце‐ нить как метафорический аналог смерти и воспарения души. Тогда становится логичным мистическое появление образа (призрака) Веч‐ ной невесты, который иногда видят люди. «По мнению Леви‐Брюля, мистические элементы являются са‐ мыми «центральными» в мифах. В них репрезентируется сопричаст‐ ность, которая уже не ощущается непосредственно (сопричастность к культурному герою или мифическим предкам получеловеческой‐ полузвериной природы)» [6, 121]. Предание умалчивает о реакции жениха на произошедшее. Айт‐ матов также наделяет жениха‐охотника безмолвием, в своей легенде он удаляет потрясенного, отказавшегося мстить обидчику, жениха в горы, показывая этим не только силу характера героя, но и рисуя параллели между образами охотника, главного героя Арсена Саман‐ чина и молодого солдатика Сергия (введенного в эпилоге романа как героя рассказа погибшего журналиста). Для всех них автор ставит в разной степени и разных обстоятельствах вопрос: «Убить – не убить?», а учитывая, что уже самостоятельное опубликованное ранее произведение, по замыслу писателя оформилось в эпилог «Вечной не‐ весты», то и для нас, его читателей. Кроме того в параллельном ряду персонажей оказывается и лю‐ бимец Айтматова – снежный барс. Жаабарс – воплощение затерявше‐ гося жениха, он слышит зов Вечной невесты, а после гибели его тело мистическим образом исчезает из пещеры, как говорят люди, блуждая тенью по горам. Автор использует олицетворение как способ осознания себя в роли животных, чтобы донести до современников экологические проблемы и заставить задуматься о них. Сцена традиционной киргиз‐ ской предсвадебной игры «догони невесту» в легенде являет собой отражение брачных игр барса с барсихой. «…Мчалась невеста, убегая от жениха птицей летучей, а он – за ней. И встречный ветер обнимал боих, целовал на лету, шептал, что нет и не будет в их жизни больше- го счастья, чем эта погоня … И вот они уже скачут парой, рядом, стре- мя в стремя, и открылся перед глазами свет, прежде невидимый. Как жаль, что такое мгновение не длится вечно. Вот он обнял ее на скаку, а она прильнула к нему» [3, 33]. Сравните: «Так летели они, почти

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=