ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 329 2016 По словам писателя, замученный Христос сочувствует духовно слепо‐ му, непроницаемому Пилату. В апреле 1889 г. Толстой посетил XVII выставку передвижников, где были выставлены картина Н. Н. Ге и по‐ лотно И. Е. Репина «Святитель Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». Отзыв Толстого об этих произве‐ дениях напоминает профессиональную искусствоведческую статью. Сравнив две картины, Толстой отдал предпочтение полотну Ге, на ко‐ тором он увидел и оценил «живого», «очеловеченного» Христа. Этого принципиально нового качества в изображении Христа Лев Николае‐ вич не нашёл в картине Репина, о чём и пишет в одном из писем жи‐ вописцу. По мысли Толстого то, что написал Репин «не дорого автору», отсутствие же у художника искреннего чувства влияет на технику ис‐ полнения картины. Оттого у Репина «вся картина без фокуса, и все фигуры ползут врозь» [12, с. 206]. Напротив, картина Ге написана с внутренней верой, вызывающей у зрителя «умиление» – такое, какое рождает созерцание иконы. Так, всякий раз, касаясь вопроса о форме и содержании в искусстве, Толстой отказывается отделять технику от содержания, а творение от творца. По его мнению, техника поддаётся овладению, копированию и тем вообще может вредить искусству. В широком смысле Толстовская интерпретация полотна Ге близка па‐ фосу поздних философских трактатов писателя, таких как «Исповедь», «О жизни», «Царство божие внутри нас». В основе поздних произведе‐ ний Толстого лежит антитеза жизни животной, для собственного бла‐ га, и жизни духовной, по Божьему закону любви. Мысль же о забвении Учения в современном мире является одной из ключевых в творчест‐ ве Толстого. Писатель проводит чёткую границу между подлинно хри‐ стианской живописью с её «вечной» проблематикой и просто «хорошими картинами» с их однозначным смыслом. Примером по‐ следних для писателя были картины В. Е. Маковского «Осуждённый» и Н. А. Ярошенко «Всюду жизнь». Парадоксально, но для писателя тех‐ ника в искусстве была скорее отрицательным качеством, нежели по‐ ложительным, поскольку как ремесло она стала доступна многим и затмила представление о главном – искренности автора и содержа‐ тельной новизне произведения. Размышления Толстого о творчестве и ремесле приобретают значение теоретических выводов, во многом предваряющих трактат «Что такое искусство?»: «В искусстве, кроме искренности, то есть того, чтобы художник не притворялся, что он любит то, что не любит, и верит в то, во что не верит, как претворяют‐ ся многие теперь, будто бы религиозные живописцы, кроме этой чер‐ ты, которая у Ге была в высшей степени, в искусстве есть две стороны: форма – техника и содержание – мысль. Форма – техника выработана в наше время до большого совершенства. И мастеров по технике в по‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=