ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 327 2016 ведовать об истине, то он должен и Пилату рассказать о своём уче‐ нии… Таким образом, картина Ге изображает момент, когда Пилат, пе‐ ред тем как покинуть преторию, задаёт Иисусу вопрос, оставшийся в тот момент без ответа, хотя последователям Христа этот ответ был уже известен «Я есмь путь и истина и жизнь». Изображение на карти‐ не Н. Н. Ге очень серьёзно расходится со сложившейся ко времени её создания культурной традицией, как церковной, так и живописной. Основное расхождение представлено в световом решении картины: Иисус стоит в глухой тени, мощную же фигуру Понтия Пилата залива‐ ет солнечный свет. Такое решение нарушает традиционные принци‐ пы, когда свет отождествляется с добром, а мрак – со злом. Другим новшеством, вызвавшим неприятие картины, стал образ Христа. Он шёл вразрез с давней традицией интерпретации Иисуса как человека прекрасного, совершенного внешне и внутренне. Иконографические каноны изображения Христа к тому времени соблюдались уже не все‐ гда, как, например, в картине И. Н. Крамского «Христос в пустыне» (1872 г.), но Ге пошёл гораздо дальше. Иисус изображён измученным, тщедушным, низкорослым, его лицо лишено значительности. Такой образ Христа вызывал недовольство не только Синода, но и непри‐ ятие со стороны многих художников. Картина была впервые пред‐ ставлена публике на выставке Товарищества передвижников в 1890 г., она вызвала неоднозначную реакцию общественности и, по распоря‐ жению Священного синода была снята с экспозиции. Историю Христа, особенно её заключительную часть, художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом и неизменного торжества Зла. Неприглядностью этого торжества он старался поразить зрителя, не боясь преступить границы художест‐ венности, минуя всяческие нормы и условности, наполняя содержа‐ ние своих полотен лихорадочной и пугающей взволнованностью. И самый главный вопрос, который ставит художник в своей картине ‐ вопрос об истине, поиск ответа на который, может раскрыть смысл человеческого существования. Какова абсолютная истина жизни, в свете которой все существующее озаряется абсолютной полнотой и очевидностью? И есть ли вообще истина, или это лишь исключи‐ тельно теоретическое построение, идеал, не имеющий никакого ре‐ ального содержания, в действительности распадающийся на беско‐ нечные количества личных, частных мнений? Этот вопрос, никогда не исчезая с ценностной орбиты человеческого бытия, в некоторые пе‐ риоды разгорается с особой силой. Так было и в России, во второй по‐ ловине XIX века вступившей в совершенно новую стадию своей жизни, которая характеризовалась появлением острой и болезненной само‐ рефлексии над основаниями своего культурно‐исторического бытия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=