ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 326 нально, вызывать моральное потрясение, катарсис. Толстой после пе‐ режитого им на рубеже 1870–1880‐х гг. религиозного кризиса, скло‐ нен был воспринимать искусство как забаву для высших классов, «за‐ манку жизни». Н. Н. Ге в 1880‐е годы также пережил нравственный перелом и разочаровался в традиционно‐академической и историче‐ ской живописи, в русле которой развивалось его прежнее творчество. Между писателем и художником возникло редкое взаимопонимание. Авторитет Толстого‐писателя был уже признан во всём мире, поэтому его высокая оценка творчества живописца была необходима Н. Н. Ге, поздняя религиозная живопись которого получала, как правило, офи‐ циальное неодобрение, общественное непризнание и вызывала ду‐ шевные кризисы. В конце 1880‐х гг. Ге начинает работу над серией больших еван‐ гельских картин «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Геф‐ симанский сад» (1889 г.), «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890 г.), «Иуда» («Совесть») (1891 г.), «Суд Синедриона. Повинен смерти!», «Голгофа»(1892 г.) и «Распятие» в нескольких вариантах (1892 ‐ 1894 гг.). Замысел написать картину «Что есть истина?» появился у худож‐ ника ещё в 1889 г. Тогда же Ге писал Толстому «Теперь зимой я начал писать картину «Что есть истина?». Для этой картины я ездил в Киев, кое‐что собрал. Теперь работаю, и на душе очень хорошо…» [2, с. 283]. 17 января1890 г. он писал Толстому об окончании картины: «…Я те‐ перь делаю рисунки последней картины «Что есть истина?» главным образом, чтобы вам показать. Мне жалко будет, если вы не будете знать этой моей картины…» [2, с. 296]. Картина написана на извест‐ ный евангельский сюжет. Она изображает эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом, обвинявшемся в покуше‐ нии на захват власти в римской провинции. Название картины пред‐ ставляет собой цитату из Евангелия от Иоанна, а на холсте изображён момент, когда Христос говорит: «Я на то пришёл в мир, чтобы свиде‐ тельствовать о истине…», Пилат же ему пренебрежительно отвечает: «Что есть истина?». Понтий Пилат больше не желает его слушать, уче‐ ние Христа для него ничтожно. Он – римский правитель Иудеи, наме‐ стник ЛуцияЛициния Лукулла, друг римской знати – считает шум, поднятый вокруг этого ничтожного человека, просто неоправданной вознёй. Фигура Пилата вычерчена светом, она грандиозна, могущест‐ венна, самоуверенна. Сказав эти слова, он развернётся и уйдёт, Хри‐ стос проводит его глазами. Этого худого человека били всю ночь, ему плевали в лицо, издевались, он молил, чтобы его миновали страдания. В сравнении с Пилатом у него уже нет телесности, на картине он оку‐ тан тенью. Но выражение его глаз говорит о том, что он любит этого человека, погрязшего во лжи. Если Христос пришёл в этот мир пропо‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=