ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 313 2016 он оказывает исключительно комплексное влияние, в котором интег‐ рированы процессы развития подростков, их игра и воспитание [3]. Западные социологи и педагоги описывают жизненный стиль детей терминами ”островное детство”, домоседство, технологизация. Наблюдается тенденция к ограничению и внешнему регулированию детских игровых миров, которая выражается в следующем: Ограничение пространства и движения. В прошлом, простран‐ ства для игры и движения находились в жилом окружении детей – их развитие происходило в концентрических кругах около места, где они росли. Сегодняшней ситуации отвечает картина „островного детства”: дети, которые крепко пристёгнуты в автомобиле и смотрят на улицу; которые остаются дома и созерцают мир взрослых через окно; кото‐ рые сидят перед компьютером и наблюдают технологически аними‐ рованных актёров в их нереалистичных приключенческих играх. Го‐ родское развитие и семейная культура пренебрегают потребностями детей – подростки живут в возможно наиболее ограниченном про‐ странстве. В дополнение, педагоги в детском саду и в школе также ограни‐ чивают движения за счёт обучения в статичной ситуации. Педагогизирование ежедневно ти и игры. Современное дошколь‐ ное воспитание всё больше ориентируется на ускорение (акселера‐ цию) развития в ущерб его обогащению (амплификации). Возрастные изменения при этом отождествляются с формированием знаний, уме‐ ний и навыков, что ведёт к элементаризации (симплификации). Дет‐ ство теряет свой, совсем недавно отвоёванный смысл уникального, самобытного возрастного периода, когда подлинным источником развития является живое общение в игре [3]. Сама игра оказывается подчинённой обучению и используется преимущественно как учебное средство не только в школе, но и в детском саду. Подростки могут развиваться здоровыми только тогда, когда играют как можно боль‐ ше. В противовес этому, однако, у многих из современных детей учеб‐ ная недельная программа загружена больше, чем недельная програм‐ ма какого‐нибудь занятого менеджера. Ограничение доступа к миру взрослых и обеднение системы дет- ской деятельности. Мир взрослых высокотехнологичен и непонятен – в него почти невозможно играть. Социальные и особенно профессио‐ нальные взаимоотношения людей остаются закрытыми, их трудно воспроизвести и представить наглядно в игре. Новые профессии (экономист, менеджер, юрист, банковский служитель) не дают материала для игровых ролей. Родители, если они рабочие, не являются эмоционально значимыми и привлекательными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=