ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 292 потребностями, а также внешней средой. Мотивация учения есть ком‐ плекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию студента, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может либо активизировать, либо тормозить его учебную де‐ ятельность. В психолого‐педагогических науках существует множест‐ во типологий мотивов по различным основаниям. Один из вариантов классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи. Мотивированные на дос‐ тижение успеха студенты ставят перед собой позитивные цели, ак‐ тивно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы. Иначе ведут себя студенты, мотивированные на избегание не‐ удачи: они не уверены в себе, боятся критики, с деятельностью, в кото‐ рой возможна неудача, у этой группы студентов связаны только отри‐ цательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, с низким уровнем притязаний, неверием в свои силы и возможности. Студенты со стремлением к успеху свои победы и неудачи склонны объяснять объемом своих усилий, своим старанием, что свидетельст‐ вует о внутреннем контролирующем факторе. Те же студенты, которые стремятся избегать неудачи, как правило, объясняют неуспех отсутст‐ вием способностей, невезением, неблагоприятными внешними обстоя‐ тельствами, а успех – везением или легкостью задания. У этой группы студентов начинает развиваться так называемая выученная беспо‐ мощность: попытка что‐то делать дальше, предпринимая целенаправ‐ ленные усилия для достижения результата, кажется им бессмыслен‐ ной. Отсюда вытекает основная задача преподавателя – развивать у обучающихся познавательный интерес, стремление к успеху, всяче‐ ски поощряя даже самое маленькое достижение, не акцентируя внима‐ ние студентов на неудачах. Но главное, что преподаватель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать процесс обучения более привлекательным и управляемым, но и обучить всему этому самих студентов, сделать их мыслящими субъ‐ ектами, готовыми действовать в сложной жизненной ситуации. А этого невозможно достичь без инновационного обучения. Инновационная деятельность включает: обновление содержания образования; работу по новым программам, новым учебникам; организацию разноуровне‐ вого обучения; внедрение в учебный процесс современных образова‐ тельных технологий и адаптированной системы средств. Повысить учебную мотивацию студентов не так уж сложно. Главное – это желание преподавателя и его грамотная профессио‐ нальная деятельность, основанная, на психологических закономерно‐ стях образовательного процесса. Не бывает бездарных студентов,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=