ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 278 задача. Результаты применения тестов помогают дополнить инфор‐ мацию, полученную из других источников. Следующим методом оценки креативности является метод «проблемных заданий». Проблемные задания (вопросы, задачи, си‐ туации, экспериментальные задания) строятся по принципу рассогла‐ сования, несоответствия того, что должно быть и того, что есть. Такое рассогласование стимулирует умственную деятельность учащихся, вызывая различные познавательные и социальные мотивы. Проблем‐ ные задания позволяют оценить количество предложенных ребенком вариантов, их оригинальность, нестандартность, скорость продуци‐ рования новых идей, готовность создавать новые варианты на основе известных комбинаций и т. д. Третьим методом оценки креативности является психолого‐ педагогический эксперимент. Психологами предложена новая модель эксперимента для изучения креативности, позволяющая прослежи‐ вать ход мысли субъекта за пределами решения исходной задачи. В этом качестве может выступать система однотипных задач с общи‐ ми закономерностями. Требование решить задачу выступает в каче‐ стве стимула творческой деятельности школьника лишь до тех пор, пока испытуемый не находит алгоритм ее решения. При проектировании заданий важно учитывать, что задание не должно ограничивать испытуемого в чем‐либо. Оно должно быть по‐ строено не по принципу теста или проблемной задачи, а как ничем не ограниченное поле деятельности (задачи, доступные для решения при любом исходном знании). При организации эксперимента особенно важным фактором яв‐ ляется его длительность. Ребенку необходимо дать время не только для овладения деятельностью, но и для проявления инициативы, а это время у каждого школьника разное. Деятельность должна быть простой и вариативной, чтобы можно было получить объективиро‐ ванную информацию. Сравнительный анализ всех методов оценки креативности позволяет выявить позитивные и негативные характе‐ ристики каждого. Тест представляет собой короткое психологическое испытание, и полученная информация носит не абсолютный, а относительный характер, так как результаты тестирования могут быть искажены различными случайными факторами (состояние ребенка, его уста‐ лость, тревожность, плохое самочувствие, психологическое давление экспериментатора и т. д.). Исследование креативности должно быть обязательно много‐ кратным, потому что кратковременность может вызвать у ребенка стрессовое состояние и может препятствовать отделению результата

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=