ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 277 2016 В теории психологии различают потенциальную и актуальную креативность. Потенциальная креативность выражается в предраспо‐ ложенности и готовности личности включиться в творческую дея‐ тельность. Актуальная креативность – креативность в действии, в учебной, игровой, внеучебной деятельности школьника, в его пове‐ дении и общении. Для креативности характерно: • способность продуцировать оригинальные идеи при непосред‐ ственном включении в разнообразные образовательные ситуации; • готовность увидеть объект под новым углом зрения; • гибкость, мобильность мыслительных процессов, их интел‐ лектуальное своеобразие. Креативность определяет так называемое «дивергентное мыш‐ ление» (Дж. Гилфорд), готовое отступить от традиционных подходов в отличие от «конвергентного» мышления, ориентированного на тра‐ дицию, на алгоритм, на известное решение проблемы. Для стимулирования креативности школьников педагог должен знать факторы, подавляющие развитие этой характеристики: принуж‐ дение детей к конформизму; поощрение конформизма; ригидность учи‐ теля («вязкость» его мышления, неспособность переключиться на дру‐ гой подход, доминирование штампов, стереотипов); подавление ини‐ циативы, самостоятельности; жесткая ориентация на успех; постоянное оценивание; проявления сарказма и насмешек; враждебное отношение к личности с развитым дивергентным мышлением (Р. Халман). Психологи описывают механизм развития креативности: 1) подражание (копирование); 2) творческое подражание; 3) подра‐ жательное творчество; 4)подлинное творчество. Теоретический анализ проблемы развития креативности убеж‐ дает, что существуют различные подходы к пониманию сущности это‐ го феномена. Для оценки креативности школьника используются разнооб‐ разные методы исследования, а также частные диагностические ме‐ тодики. Наиболее популярны тестирование (применяются как тесты достижений, так и тесты способностей), использование проблемных заданий для учащихся (вопросы, задачи, ситуации, практические за‐ дания), психолого‐педагогический эксперимент. Тесты достижений, применяемые для оценки креативности, предполагают точное инст‐ рументальное оформление. Однако с помощью тестирования нельзя проникнуть в психологические механизмы креативности. Тесты по‐ могают выявить те особенности ребенка, по которым можно было бы предсказать его грядущие успехи. Тесты ставят испытуемого в усло‐ вия, в которых он использует столько ресурсов, сколько того требует

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=