ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 276 Работа учителя – творческая, а креативность является значи‐ мым профессиональным качеством. Выдающийся педагог В. А. Сухо‐ млинский делал акцент на том, что творчество педагога имеет много общего с научным творчеством: «Открытие, сделанное ученым, когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, ре‐ шить которую можно многими способами, и в выборе способа, в во‐ площении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмо‐ ции как раз и заключается творческий труд учителя» (5). Среди множества дефиниций понятия «креативность», на наш взгляд. наиболее адекватным проблеме нашего исследования являет‐ ся определение, предложенное в большом толковом психологическом словаре под редакцией Артура Ребера. Авторы определяют креатив‐ ность как умственные процессы, приводящие к решениям, идеям, ос‐ мыслению, созданию художественных форм, теорий или любых про‐ дуктов, которые являются уникальными и новыми. Вместе с тем, креативность, как характеристика личности, рас‐ сматривается большинством педагогов и психологов как способность индивида продуцировать не только объективно, но и субъективно новые продукты, идеи, варианты, что имеет особое значение для школьников. Креативность также включает готовность субъекта от‐ клоняться от традиционных схем мышления, от привычных стерео‐ типов, отказываться от интеллектуальных клише, от стандартов и из‐ вестных алгоритмов, решая проблемные задания. В кратком психологическом словаре под редакцией Петров‐ ского А. В. и Ярошевского М. Г. креативность определяется как уро‐ вень творческой одаренности, способности к творчеству, составляю‐ щий относительно устойчивую характеристику личности. Однако многочисленные психолого‐педагогические исследования убеждают, что креативность не только не стабильная, но достаточно подвижная и изменчивая характеристика личности. Анализ психологической литературы позволяет утверждать, что креативность можно развивать: по мнению Д. Дьюи «воспитывать мысль»; с точки зрения Дж. И. Ниренберга – «познать и развивать приемы творчества» Только учитель, обладающий достаточным уровнем креативно‐ сти, готов стимулировать развитие этой характеристики у своих уче‐ ников. Креативность В. А. Сластенин рассматривал как синтез процес‐ суальных и личностных особенностей индивида, позволяющих ему творчески преобразовывать действительность, отойти от привычных подходов при решении профессиональных задач разной степени сложности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=