ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 262 О. М. Тютрина ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА В РАССКАЗЕ З. ПРИЛЕПИНА «НИЧЕГО НЕ БУДЕТ» Научный руководитель – д-р филол. наук, профессор И. Е. Герасименко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого В настоящее время в филологической науке особое место зани‐ мает изучение и анализ эмоционально‐оценочной лексики в художе‐ ственном тексте. Это связано с тем, что ученые‐лингвисты заинтере‐ сованы в изучении языка, языковых единиц и их функционировании в непосредственной связи с человеком, т. е. в изучении «человека в языке и языка в человеке». Еще в XIX в. В. фон Гумбольдт, исследуя природу и свойства языка, писал, что в широком понимании функ‐ ционирование языка должно рассматриваться – «не просто в его от‐ ношении к речи и к её непосредственному продукту, набору лексиче‐ ских элементов, но и в его отношении к деятельности мышления и чувственного восприятия» [1, с. 75]. Эмоциональная сфера считается одной из самых сложных сис‐ тем человека. В человеке всё подчинено эмоциям, зачастую они яв‐ ляются побудителями для совершения определённых действий, средствами воздействия на адресата и реализации опредёленных интенций человека как языковой личности. Но следует различать эмоциональность, которая обозначает психологическую характери‐ стику личности, состояния её эмоциональной сферы, и эмотивность – характеристику языковых средств, употребляемых для выражения эмоций в речевом акте и способных произвести эмоциональный эф‐ фект на слушателя или читателя. Широкий диапазон эмоций и чувств изучается филологами и лингвистами с позиции языковых средств, используемых для выражения эмоций, чувств и эмоцио‐ нальной оценки говорящего и воздействия ими на эмоциональную сферу читателя или слушателя. Обычно люди испытывают широкий диапазон эмоций: от вос‐ торга, связанного с достижением желаемой цели, до отчаяния, вы‐ званного неоправданными ожиданиями и разрушившимися надежда‐ ми. Для изучения эмоционально окрашенной лексики идеально под‐ ходит художественный текст, так как он в первую очередь соотносит‐ ся с миром эмоций и чувств человека. Несомненно, для осознания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=