ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 259 2016 Сегодня преобладание визуальной кодировки информации де‐ терминирует изменения в текстах и внетекстовых компонентах учеб‐ ника, затрагивает зад чи размещения и количество иллюстративного материала, определяет взаимосвязи и взаимовлияния текстовой и об‐ разной информации, ориентирует на новые формы организации про‐ цесса обучения. Невербальная компонента учебника – это визуальная состав‐ ляющая его содержания, информационного, методического, воспита‐ тельного, дидактического, эмоционального, суггестивного, обучаю‐ щего и т. д. Визуальный ряд школьного учебника – это все виды изо‐ бражений, воспринимаемые в совокупности и создающие «общее зрительное впечатление», т. е. не только схемы, карты, рисунки, но и использованные шрифты, выделения, модели оформления страниц, дизайн обложки и т. д. [2, с. 137] В качестве структурных компонентов учебника элементы визу‐ ального ряда могут реализовывать одну или несколько дидактиче‐ ских функций, что осуществляется через определенные типы и виды учебных заданий, непосредственно размещенных в учебнике, или ла‐ тентных и рекомендуемых учителю в методической литературе. Исследование массива азбук и букварей, применяемых в России во второй половинеXIX – начале XX, позволило нам выделить типы за‐ даний, предлагаемых авторами для работы учащихся с информацией, заданной в визуальном формате. Данные типы заданий можно классифицировать по заложен‐ ным в них интеллектуальным операциям, необходимым для осуще‐ ствления их решения. Так можно выделить задания на анализ, срав‐ нение, классификацию, систематизацию, обобщение, синтез, кон‐ кретизацию и др. Кроме того, мы предлагаем использовать типологию на основе трех уровней усвоения знаний учащимися, предложеннуюИ. Я. Лернером: • осознанное восприятие и запоминание информации, становя‐ щейся знанием; • неоднократное воспроизведение по показанному образцу спо‐ собов деятельности, превращающихся в навыки и умения; • осуществление процедур творческой деятельности при реше‐ нии проблемных познавательных задач [1, c. 191]. Типология, построенная на «пересечении» двух данных основа‐ ний, способна достаточно полно отразить закладываемую автором учебника структуру работы с визуальным рядом в рамках всего про‐ цесса обучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=