ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 243 2016 Н. П. Сытая ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Научный руководитель – д-р пед. наук, профессор В. П. Тарантей Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Основная исследовательская задача, решению которой посвящена данная статья – выявление типологических особенностей профессио‐ нального творчества педагогов‐практиков, что связано с теоретиче‐ скими представлениями о том, что влияние творчества учителя на ре‐ зультативность его педагогической деятельности может иметь неод‐ нозначный характер и в значительной мере определяется типом про‐ фессиональной деятельности учителя. Следуя логике исследования, мы провели изучение деятельности педагогов школ Гродненской области, намереваясь проверить на практике существование выведенных нами гипотетически типов профессиональной деятельности учителя – «Творчество учителя», «Паратворчество учителя», «Квазитворчество учителя», «Нетворческая деятельность учителя». Диагностика профессионального творчества педагогов‐практиков общеобразовательных школ Гродненской области осуществлялась на вы‐ борочной совокупности, при формировании которой мы руководствова‐ лись следующим положением: выборочная совокупность должна быть представлена учителями разных предметов, и процентное соотноше‐ ние учителей генеральной и выборочной совокупностей должно быть примерно одинаковым. Анализ полученных профилей дает возможность выявить инди‐ видуальные для каждого учителя и общие для всего педагогического коллектива особенности профессионального творчества. Эти данные позволяют определить наиболее действенные пути работы с педаго‐ гическим коллективом в целом и с каждым учителем в отдельности по совершенствованию профессиональной деятельности. В зависимо‐ сти от результатов анализа могут быть выбраны такие пути как: – создание творческих групп учителей; презентация педагогиче‐ ских достижений; работа в творческих мастерских и т. д.; – проведение обучающих семинаров, «круглых столов», индиви‐ дуальных и групповых консультаций, творческих групповых тренин‐ гов и др.;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=