ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 241 2016 мированию недостающего ему положительного опыта. Для детей с устойчивым негативным отношением к окружающим людям харак‐ терны: затаенность эмоций, застревание на обидах, пассивный про‐ тест. Потерпев поражение, не достигнув желаемого в ситуациях совместной деятельности, ребенок под влиянием длительных пере‐ живаний запоминает эти ситуации, накапливает отрицательный опыт. Под влиянием прошлого опыта эмоции изменяют свое место в деятельности ребенка – они начинают предшествовать событиям и предупреждать об ожидаемом неблагоприятном исходе. Этот эмо‐ циональный процесс, эмоциональное предвосхищение, ориентирует ребенка на ожидание неприятных событий и поддерживает нега‐ тивный фон. Как ведущая деятельность, определяющая психическое разви‐ тие ребенка дошкольного возраста, игра вместе с тем является и наи‐ более адекватным средством для перестройки различных нарушений в психическом развитии. Перестройке негативных эмоциональных проявлений способст‐ вует готовность детей к заражению чувствами от взрослого и от свер‐ стников, их способность к созвучности переживаний, к подражанию. Дети заимствуют у взрослого игровые действия, проникаются его эмоциональным настроем; в результате оно начинает противостоять тем негативным эмоциональным проявлениям, которые детям необ‐ ходимо преодолеть. Целям коррекции в некоторых случаях больше соответствуют иг‐ ры‐драматизации на тему сказки. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи, понимание им условности игры. При этом обна‐ руживается, какую сложную внутреннюю работу проделывает ребенок при вхождении в роль. Образ персонажа, создаваемый ребенком, обога‐ щается при повторном проведении игры, наделяется все новыми черта‐ ми: особой походкой, характерными движениями, новым отношением к своим партнерам. Ребенок не просто подражает – создание образа пер‐ сонажа осуществляется здесь с разной степенью уподобления ему. Способность вхождения в роль, уподобление себя образу – это важное условие, необходимое для коррекции устойчивых эмоцио‐ нальных проявлений и даже черт характера. Процесс перевоплощения является важным условием перестройки эмоциональной сферы ре‐ бенка. Действуя в воображаемой ситуации за другого, ребенок при‐ сваивает его черты, испытывает его чувства. Свои чувства, мешавшие в жизни, отодвигаются как бы на второй план и до определенного времени не дают о себе знать.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=