ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 240 ставляющие, по данным Л. И. Божович, основу формирования харак‐ тера ребенка. Опыт работы врачей, воспитателей с детьми свидетельствует об опасности закрепления у них отрицательных эмоциональных состоя‐ ний. Помимо развития у данных детей нежелательных черт характера эти состояния будут способствовать нарушению адаптационных ме‐ ханизмов, повышению заболеваемости, возникновению неврозов и других пограничных состояний. Повышенная заболеваемость детей в детском саду зависит не только от инфекций, но и от неблагоприят‐ ного для ребенка психологического климата, вызывающего тяжелые переживания. В этих случаях у ребенка возникают общие соматиче‐ ские расстройства; иногда наблюдаются истерические реакции, рас‐ стройства вегетативной нервной системы Длительные отрицатель‐ ные переживания дезорганизуют психическую деятельность детей и их общение со сверстниками. Появившись под влиянием определен‐ ных причин, эти эмоции могут способствовать образованию негатив‐ ной жизненной позиции и в конечном итоге вызвать задержки в об‐ щем психическом развитии ребенка. Большие возможности для исследования эмоций предоставляет игра дошкольников. Игре дано «завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг... Эта универсальная способность возбуж‐ дать человеческие чувства, безусловно, делает ее единственной в сво‐ ем роде»,– пишет М. Вуарен и продолжает далее: «Вследствие своего необычайного разнообразия игры являют собой наиболее емкую сфе‐ ру для проявления всех чувств и эмоций, которые способен испытать человек» [2; 45]. Разнообразие эмоциональных проявлений, наблюдаемых в игре, обусловлено одновременным протеканием эмоций, порождаемых ре‐ альным «Я» ребенка, получающего удовольствие от игры, а также ро‐ лью, которую он выполняет. Переживание условности и реальности, по мнению И. Е. Вольперта, является существенным психологическим признаком игры. Важное значение для коррекции негативных эмо‐ циональных состояний имеют данные исследований К. Левина о роли воображаемой ситуации в преодолении барьеров. Динамика эмо‐ циональных состояний в реальной действительности и в условиях иг‐ ры различна. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. На это свойство иг‐ ровой, «мнимой», ситуации указывал и Л. С. Выготский, говоря о том, что именно в условиях «мнимой» ситуации ребенку легче принять на себя роль другого. С помощью специально подобранных игр и опреде‐ ленных ролей можно создать условия, способствующие коррекции поведение ребенка, изменению его эмоционального состояния, фор‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=