ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 239 2016 направленная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и скоррек‐ тировать недостатки в их личностном развитии. Важным аспектом исследования социальных эмоций ребенка является изучение его негативных переживаний, которые при небла‐ гоприятных обстоятельствах могут привести к развитию эмоцио‐ нального неблагополучия. Обусловленное межличностным конфлик‐ том, это состояние может возникнуть в ситуациях стресса или фру‐ страции, стать результатом нереализованных желаний, несбывшихся надежд. Способствовать его возникновению могут несправедливые обвинения, обманутые ожидания, отсутствие взаимопонимания. Обу‐ словленное внутренним конфликтом эмоциональное неблагополучие возникает при столкновении разнонаправленных эмоций, несовмес‐ тимых побуждений и интересов. Переживаемые при этом эмоцио‐ нальные состояния могут стать особым видом личностных функцио‐ нальных нарушений, важной чертой которых является их обрати‐ мость (Л. С. Выготский). В основе эмоционального неблагополучия, чаще всего, лежат три класса причин: конституциональные особенности ребенка, осо‐ бенности его взаимоотношений с социальным окружением, а также причины психологического порядка. К конституциональным особен‐ ностям ребенка относятся тип нервной деятельности, биотонус, сома‐ тические черты. Так, например, преобладание у ребенка процессов возбуждения над процессами торможения иногда приводит к разви‐ тию неуправляемости эмоций; слабый тип нервной системы может способствовать чрезмерной ранимости ребенка; инертность нервных процессов может привести к появлению ригидности. Органической основой негативных эмоций может стать общее состояние здоровья ребенка. Особое внимание должно быть обращено на анализ негативных эмоциональных проявлений дошкольников, возникающих при небла‐ гоприятных взаимоотношениях их с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Большое значение в этой связи имеет высказывание Л. С. Выготского об аффективном характере отношения ребенка к сре‐ де, которое он рассматривает в виде выделенной им психологической единицы – переживания. Анализ переживания, по мнению Л. С. Выгот‐ ского, позволяет обнаружить действительное положение ребенка в жизни. Являясь показателем взаимоотношений ребенка со средой, оно отражает социальную ситуацию развития. Эмоциональные осо‐ бенности ребенка обусловлены воздействием ряда факторов, в том числе темпераментом, динамикой отношений. В результате этих воз‐ действий возникают относительно устойчивые формы поведения, со‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=