ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 229 2016 впервые показал: в России чиновники боятся ревизоров, ибо им есть, что скрывать. И каждый слой общества – дворяне, военные, служащие, – возмутился такой неприкрытой правде: «Человек прежде всего делает запрос: «Неужели существуют такие люди?». Но когда было видено, чтобы человек сделал такой вопрос: «Неужели я сам чист вовсе от та‐ ких пороков?» Никогда, никогда!» [2]. Отрицательный пример с чёткими и достоверными этическими контурами помогает глубже понимать причины отрицательных явле‐ ний и разбираться, в первую очередь, в себе, открывать у себя недос‐ татки, чтобы работать над ними, исправлять; наполняться живым и полезным опытом нахождения в себе хорошего, светлого, доброго. «Вы не хотите знать того, что без глубокой сердечной исповеди, без христианского сознания грехов своих, без преувеличенья их в соб‐ ственных глазах наших не в силах мы возвыситься над ними, не в си‐ лах возлететь душой превыше презренного в жизни!» [2]. Однако покаяние в содеянном и многократное преувеличение ошибок – явно несоотносимые в религиозно‐философском синтезе подходы. Зачем превращать частные случаи употребления наркоти‐ ков или не уступающих места пожилым в систематическую практику? Разве можно добиться кнутом хороших результатов? Гражданское со‐ знательное общество не может воспитываться на бесконечном кон‐ вейере сериалов о бандитской системе, где весь народ – всего лишь винтики. Опираясь на принципы этики в молодёжной политике, мы считаем, что в работе с подрастающим поколением для достижения лучших результатов в воспитании целесообразно использовать как можно больше примеров поведения Героев и нашего времени, и исто‐ рии России. На наш взгляд, лучше объяснять ребёнку, что «совершая добрый поступок – ты, прежде всего, демонстрируешь уважение и лю‐ бовь к себе, гордость за себя как за культурного человека» (пусть это даже будет альтруистическим эгоизмом), чем идти методом от про‐ тивного – «все кругом плохие, один ты хороший». Конечно, альтруизм как нравственный принцип предполагает «бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей» [8], но грань между собственным «добром для эго» и «добром для дру‐ гих» неопределённая, воображаемая, а мы не выявляем эту грань, мы пытаемся приблизиться к достижению силы воздействия положи‐ тельного примера, и альтруистический эгоизм и «обет коллективного добра» может этому способствовать. Человек всегда может избавиться от зла – этот момент выражен в моралистике античного философа‐стоика Эпиктета: «зло не может быть добровольным, оно есть заблуждение; все люди, живущие не‐ праведной жизнью, живут так не по своему желанию, а против воли.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=