ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 228 (например, по теории Г. Айзенка [7], А. Маклакова [4]). Отрицатель‐ ная статистика тоже формирует психологию поведения, так же, как и аморальные персонажи способны вызвать восхищение, уважение и любовь. Если воздействие осуществляется с естественной целью – вос‐ питательно‐моральной, безусловно, необходимо использовать сред‐ ство эталонного поведения: «Все уступают места пожилым людям, это общепринятая социальная норма. Каждый старается выглядеть дос‐ тойно в собственных глазах и в глазах окружающих». Людей, разделяющих данную точку зрения, в результате осуще‐ ствления такой первичной «социальной рекламы», будет становиться всё больше, и все они положительными примерами смогут воздейст‐ вовать на «девиантного представителя». А начало будет положено тем самым «положительным фактом», преподнесённым как данность – «все добрые и все уступают». «Чем выставлять дурное, зачем же не выставить хорошее, достойное подражания?» ‐ пишет Гоголь [2], и да‐ лее поясняет, зачем. «Зачем один отец, желая исторгнуть своего сына из беспорядоч‐ ной жизни, не тратил слов и наставлений, а привёл его в лазарет, где предстали пред ним во всём ужасе страшные следы беспорядочной жизни? Зачем он это сделал?» [2]. Этическая критика ориентирована на быстрые и радикальные изменения. Но последствия дурных при‐ меров непрогнозируемые. На пике, например, наркотической пробле‐ мы, фильм, где все герои‐наркоманы погибают, разве является ре‐ формистским? Разве он заставит зрителя поверить в свои силы бо‐ роться и одолевать, если все показаны наркоманами? (Пусть и дожи‐ вающими последние дни). Разве такой способ единственно верный для сохранения устоев и традиций общества, в котором наркотики являются неприемлемыми? Можно принципиально показать пре‐ красную страну, акцентировать на самых выигрышных сторонах, а не на промахах, которые бывают у всех, чтобы каждый почувствовал гордость за своё место в жизни общества. Не по этой ли самой причи‐ не с несовершеннолетними не проводят беседы о вреде наркотиче‐ ских средств с медицинскими описаниями и негативными цифрами статистики? [1]. И существует понятие только «позитивной профи‐ лактики» ‐ отказ от употребления вредных веществ через спорт, твор‐ чество, волонтёрство и другие дополняющие друг друга формы. Во времена Гоголя таких социальных кризисов не было, и он рассуждал с точки зрения высмеивания и обличения пороков. Их надо было преувеличить и выставить на обсуждение, чтобы человек от‐ крыл этот порок в себе и понял, как нелицеприятно выглядит со сто‐ роны. Комедия «Ревизор» произвела фурор именно тем, что Гоголь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=