ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 211 2016 ние). Следовательно, любая вещь создает вокруг себя определенную манеру поведения и некий культурный контекст [7]. Смысловое содержание той или иной вещи зависит как от куль‐ турной принадлежности, так и от познающего ее человека. То есть вещь несет в себе смыслы, только если человек в состоянии осмыс‐ лить ее культурную основу, если у него развились со временем спо‐ собности к его прочтению. Таким образом, можно сказать, что вещь, рожденная в голове человека и прошедшая через его руки, в итоге ассимилируется в контексте культуры, как синтезирующий культур‐ ный продукт. Если обратиться к культуре нашего времени, культуре постмо‐ дерна, то сегодня все большее внимание уделяется так называемой культуре повседневности. Согласно одному из определений, «…Повседневность – это жизнь в целом, все жизненные реалии. По‐ вседневная культура – это «то во что погружен человек, где он живет, как мыслит, ведет себя…»[1, с. 17]. Человек живет в мире обыденной культуры, руководствуется обыденным сознанием, создает свой быт (материальное и материализованное в социальных отношениях жиз‐ ненное пространство) – все это составляющие культуры повседневно‐ сти» [5, с. 12]. При этом вещи окружающие человека каждый день также игра‐ ют здесь немаловажную роль. Сегодня, что весьма актуально для ис‐ следования, предметный мир окружающий нас в быту может расска‐ зать о человеке и его культуре гораздо больше нежели, например все‐ возможные артефакты, предметы искусства и пр. Здесь мы подходим непосредственно к объекту нашего исследования – феномену коллек‐ ционирования, и, по мнению Ж. Бодрийяра, как одной из важнейших потребительских стратегий по отношению к вещам в наши дни. Ж. Бодрийяр в своей работе «Система вещей» подробно касается культуры повседневности отраженной в предметном мире, окружаю‐ щем человека. Эти предметы, по его мнению, можно разделить на две системы – функциональные и нефункциональные. То есть автор гово‐ рит о том, что каждая вещь имеет две функции, находящиеся в обрат‐ ном соотношении, быть «используемой» с точки зрения ее функций и быть «обладаемой», независимо от ее непосредственных функций [4, с. 569]. Другими словами вещью можно пользоваться исходя из ее прямого назначения, а можно обладать, вопреки ее назначению, или даже независимо от него – чем и занимается типичный коллекционер. По словам Ж. Бодрийяра деятельность коллекционера это не просто собирательство, но систематическая манипуляция вещами, их подчинение определенному комбинаторному коду. В подобном пси‐ хическом подходе автор «Системы вещей» раскрывает бессознатель‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=