ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 210 дает признаками и самостоятельно существует в пространстве и вре‐ мени, но само не может быть ничьим признаком [6, с. 457]. А И. Кант, в свою очередь, вводит такие понятия, как «вещь‐в‐ себе» (ноумен) и «вещь‐для‐нас» (феномен). Первое понятие – это ве‐ щи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего по‐ знания. Второе понятие – вещи как они раскрываются человеком в процессе познания. Таким образом, сущность вещи познаваема лишь относительно, через понимание нами ее свойств, каждое из которых связано с сущностью вещи как таковой [2, с. 643–646]. Стоит отметить, что само определение вещи со временем претер‐ пело значительную эволюцию. Оно приобретало все более абстрактное содержание: начиная от понятия вещи как внешнего тела или предме‐ та, через аристотелевское понятие самостоятельности существования – заканчивая разделением его на семантическое (нечто, что может быть обозначено, или названо, т. е. имеет идеально‐информационное изме‐ рение), онтологическое (любой носитель признаков) и гносеологиче‐ ское определение (любой объект мысли) [6, с. 457]. Но нас в нашем исследовании интересует именно вещь взятая, как объект культуры. И если говорить о мире человеческой культуры, здесь мы сталкиваемся с особым набором вещей, которые несут иде‐ ально‐информационное содержание. То есть нас интересует именно семантическое (символическое) измерение вещи. Такая вещь, создан‐ ная человеком и находящаяся в мире человеческого общения и чело‐ веческой деятельности, носит название символа, знака, текста в самом широком смысле. «Весь мир человеческой культуры может быть по‐ нят как созданный нами мир вещей‐символов, наделенных идеаль‐ ными смыслами и имеющих идеальную функциональную предзадан‐ ность. То есть и познание есть по существу раскрытие идеальной ис‐ тинной сущности, которая как бы закамуфлирована ее материальным образом‐воплощением» [6, с. 457]. Историк Георгий Степанович Кнабе видит в вещах некое смы‐ словое содержание, проявляющееся как некий специфический язык культуры. То есть вещь представляет собой особый феномен культу‐ ры, содержащий в себе эстетический, социально‐психологический, традиционный компоненты, с помощью которых приобретает опре‐ деленную ценность для человека. Кроме того Г. Кнабе уточняет, что каждая вещь созданная чело‐ веком имеет свою память, основанную на трех гранях, которые харак‐ теризуют способ восприятия образа вещи: духовную (переживания, чувства связанные с вещью), социальную (место обладателя вещи в структуре общества) и социологическую (общественное подсозна‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=