ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 208 Метафора «спор – война » достаточно распространенное концеп‐ туальное сравнение в русской культуре. Мы сравниваем спор с вой‐ ной, так как действительно можем побеждать или проигрывать в спо‐ ре. «Соперник», с которым мы спорим, воспринимается нами как про‐ тивник, мы как бы атакуем друг друга, и каждый защищает свои по‐ зиции. Нет никакого физического сражения, происходит словесное со‐ стязание. Вот почему метафора «спор – война» принадлежит к числу метафор, которыми мы «живем» в нашей культуре: она упорядочива‐ ет действия, совершаемые в споре. Дж. Лакофф в своих работах утверждает, что метафора «явление концептуального свойства», демонстрируя это на примере следующих выражений, принадлежащих к разговорной речи: «Наши отношения зашли в тупик», «Посмотри, как мы далеко зашли»; «Мы никак не мо- жем повернуть назад» и др. [3, c. 7]. В данном случае концепт «любовь» представлен в значении путешествия , со всеми поверхностными мар‐ керами этого концепта, как, например, использование глаголов дви‐ жения, характеризующих пространство ( тупик, долгий путь и т. д. ). Дж. Лакофф подчеркивает, что аналогия концептов «любовь» и «пу- тешествие» основывается на семантических соответствиях [3]. Рассмотрим метафорическое понятие «время – деньги» . В повсе‐ дневной жизни мы стараемся обращаться со временем как с ценной вещью, даже как с деньгами. Конечно, это не общепринятый способ осмысления времени, но с нашей культурной спецификой он тесно связан. Мы осмысливаем время как нечто ограниченное, боимся по‐ тратить напрасно, израсходовать, стараемся сэкономить и сберечь как драгоценность. Время – деньги, время – ограниченный ресурс, время – вещь, все это – метафорические понятия, потому, что наш каждоднев‐ ный опыт обращения с деньгами, ограниченными ресурсами и цен‐ ными вещами мы используем для осмысления понятия времени. Таким образом, можно утверждать, что метафора не ограничи‐ вается одной лишь сферой языка, сферой слов: сами процессы мыш‐ ления человека метафоричны. Именно это имеется в виду, когда гово‐ рится о том, что понятийная система человека упорядочивается и определяется метафорически. Метафоры облегчают процесс мыш‐ ления, предоставляя нам эмпирические рамки, внутри которых мы можем осваивать новоприобретенные абстрактные концепты. Ли ература 1. Баранов А. Н. О типах сочетаемости метафорических моделей // Вопросы языкознания. – 2003. – №2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=