ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 207 2016 коффа и Марка Джонсона "Metaphors We Live by" («Метафоры, кото‐ рыми мы живем») [3]. Именно в ней впервые была представлена тео‐ рия концептуальной метафоры, в которой утверждается, что метафо‐ рические модели зарождаются в понятийной системе человеческого разума, они – «схемы», по которым человек думает и действует. Использование функций концепта для выражения сравнения подобно процессу проявления фотопленки. Метафора является одним из способов концептуализации мира, то есть концепт, выражаемый с помощью метафоры, сначала должен сформироваться в сознании. Исходя из указанной теории, метафоры образуют некую сово‐ купность, систему, являясь языковым проявлением концептуальной метафоры. Из этого следует вывод, что концептуальная метафора – свободная от контекста абстрактная вербально‐ментальная модель (концепт), которая каждый раз заново реализуется посредством на‐ полнения ее конкретными метафорическими выражениями. С помо‐ щью следующих примеров проиллюстрируем концептуальную метафору «дождь – слезы» : И засияла вся дубрава Молниеносным бле- ском слез (Н. Заболоцкий); И ветер ночи к нам донес Впервые слезы грозовые (А. Блок). Как утверждает А. П. Чудинов, метафора играет очень важную роль в нашей жизни, она дает возможности человеческому разуму ка‐ тегоризировать окружающий мир. Автор определяет метафору как «основную ментальную функцию, способ познания, структурирования и объяснения действительности» [6, с. 7]. И далее: «концептуальная метафора представляет собой своего рода систему взаимодействую‐ щих ”зеркал”», где отражается «ментальный мир человека и общест‐ ва», обыденные представления человека о современной политической реальности (начало метафоре дают именно элементы «наивной» кар‐ тины мира) и метафорическую концептуализацию и структурирова‐ ние понятий, делая эмотивно‐оценочный акцент на самом важном. Каждое метафорическое выражение отражает только индивидуаль‐ ные представления отдельного говорящего, а затем специфику на‐ циональной ментальности на данном этапе развития общества [6, с. 45–46, с. 54–55]. Исходя из того, что концептуальная метафора синтезирует по‐ знавательные процессы и языковую компетенцию, эмпирический опыт отдельного индивидуума и целого лингвокультурного сообще‐ ства, можно назвать ее когнитивным и лингвокультурным образова‐ нием, «сплавом» ментальных, вербальных и культурных характери‐ стик (индивида и сообщества) [4]. Приведем еще несколько наглядных примеров концептуальных метафор.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=