ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 206 текстов) (10.02.04 – Германские языки): Автореферат дис. к.ф.н. ‐ Воронеж, 2006. 3. Гусейнова Т. С. Трансформация фразеологических единиц как способ реализации газетной экспрессии. – Махачкала, 1997. 4. Мелерович A. M., Мокиенко В. М. Фразеологизмы в русской ре‐ чи. Словарь: около 1000 единиц. – М.: Русские словари, Астрель, 2001. 5. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Мо‐ лоткова. – М.: Русский язык, 1978. В. И. Сальникова МЕТАФОРА КАК СПОСОБ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ МИРА Научный руководитель – д-р филол. наук, доцент Р. В. Лопухина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Метафора как феномен языка интересует лингвистов и филосо‐ фов уже более двух тысяч лет. Наряду с изучением семантики ученые анализируют происхождение и функциональные особенности мета‐ форы, изучают ее как троп и разрабатывают множество подходов к изучению и классифицированию метафор по типам и классам. Необ‐ ходимо отметить, что в современном языкознании изучение природы метафоризации осуществляется по двум принципиально разным на‐ правлениям: семантическом и когнитивном. Ученые акцентируют внимание прежде всего на когнитивных и смыслообразующих функ‐ циях метафоры, то есть метафора понимается не только как средство создания образности речи, но и как явление, способствующее по‐ строению и передачи новых смыслов. Исследования в рамках когнитивной лингвистики и психолин‐ гвистики показали, что метафора – «не только элемент языка, но и универсальный познавательный механизм, способ осознания мира» [7, с. 3], так как она «обладает свойством «навязывать» говорящим на данном языке специфический взгляд на мир» [5, с. 134]. Например, ро- диться под счастливой звездой, нести свой крест, море слез и т. п. С точки зрения когнитивной лингвистики, метафора – одна из форм концептуализации мира, когнитивный процесс, формирующий новые понятия [2]. «Библией когнитивного подхода к метафоре» [1, с. 7] в совре‐ менной когнитивной метафорологии является книга Джорджа Ла‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=