ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 196 такая клятва устанавливает отношения взаимной верности и союза между дружинником и господином. Более того, наравне с владением на землю и дом, именно на данных отношениях основывается вся власть готской аристократии [2, с. 152]. Так уже в ходе расправы Ата‐ рида и его «шайки беззаконных бандитов» над Саввой один из дру‐ жинников, возмущенный тем, что мученик гордо ответил им, что их вождь не «δεσπότης», а господин есть только один – и это «Бог, кото‐ рый на небесах», в ярости ударил его копьем в грудь [10, с. 3]. Тем не менее после того, как поступил приказ Атарида предать миссионера смерти, другие дружинники почему‐то сделали это крайне неохотно и даже хотели отпустить Савву. Убили же они его только после того, как мученик сам напомнил им о приказе их господина. По нашему мнению, все это явно свидетельствует о неоднород‐ ности таких дружин, в составе которых могли находиться как выход‐ цы из готской среды, так и наемники. Заметим, что последние были наиболее выгодны вождям и выполняли наиболее «грязную» работу. Именно наемники являлись независимыми от соплеменников своего хозяина и представляли преданную военную силу, которая помогала им в решении внутренних конфликтов с «обществом» или иными фракциями правящего слоя [8, с. 182]. Таким образом, текст агиографического сочинения «Страсти св. Саввы Готского» свидетельствует, что к концу IV в. дружины у тер‐ вингов все более превращались в банды наемников, противопостав‐ ляющие себя готскому обществу. Скорее всего, именно усиление на‐ емничества лежит в основе роста профессионализации дружин в конце первого германского этапа Великого переселения народов (II–IV вв.). По мнению В. П. Будановой данный процесс заключался в выделении внутри дружины узкого круга лиц, связанного не узами кровного родства, а прежде всего общностью интересов и личной преданностью вождю [1, с. 77–78]. По нашему мнению, текст мучени‐ чества Саввы Готского отчетливо демонстрирует именно такую трансформацию готской дружины. Литература 1. Буданова, В. П. Великое переселение народов: Этнополитиче‐ ские и социальные аспекты / В. П. Буданова, А. А. Горский, И. Е. Ермо‐ лова. – СПб.: Алетейя, 2011. 2. Вольфрам, Х. Готы / Пер. с нем. Б. П. Миловидов, М. Ю. Некрасов / Х. Вольфрам. – СПб.: Ювента, 2003. 3. Зиньковская, И. В. Королевство Эраманариха: источники и ис‐ ториография: Моногр. / И. В. Зиньковская. – Воронеж: Издательско‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=