ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 195 2016 блему можно, если предположить, что вместо постоянной дружины на службе у готского вождя находилось войско, состоящее в основном из соотечественников, несущих временную повинность [9, с. 226]. По классификации Е. А. Шинакова такой тип элитных формирований близок к дворцовой гвардии, комплектующейся по признаку военных заслуг, благородства происхождения, иногда – родства или близости с правящим домом [8, с. 181]. Следовательно, функцию центральной власти могла взять на себя родоплеменная знать, которая в условиях «дружинного» государства только частично сливалась с военной ари‐ стократией [4, c. 124–146]. Похоже, действительно, причина этого в том, что представители готской знати, ведя войны с Римской импе‐ рией и другими варварами, никогда не покидали свой народ, вместе с которым они и мигрировали на новые земли. Именно народ был и племенным войском, и источником пополнения отряда служивших при вожде [9, с. 226]. По нашему мнению, уточнить характер элитных воинских фор‐ мирований у тервингов может анализ текста агиографического сочи‐ нения, известного под названием «Страсти св. Саввы Готского». Оно дошло до нас в нескольких поздних рукописях на греческом языке из Ватикана (X в.) и др. [3, с. 67–68]. Написанное в конце IV в. представи‐ телем Готской церкви, оно повествует о миссионерской деятельности Саввы Готского среди тервингов в 70‐х гг. этого же столетия и муче‐ нической смерти святого от рук язычников. Надо сказать, что инфор‐ мация из данного источника уже не раз становилась предметом ис‐ следования [10, с. 216–221, 12, с. 331–338, 11, с. 404–406, 2, с. 154–157, 3, с. 67–74]. Однако ученые в основном касались вопросов о социаль‐ ном устройстве готского общества и уровня его историко‐куль‐ турного развития в IV в. Тем не менее, по нашему мнению, в тексте также отчетливо прослеживается специфика и характерные особен‐ ности дружины у тервингов. В первую очередь обращает на себя внимание то обстоятельст‐ во, что даже мелкий готский вождь (как например Атарид, названный в источнике «мегистаном»), имеет свиту, в составе которой находятся и вооруженные дружинники [10, с. 1–6]. Это хорошо соответствует по‐ явлению дружин у мелких представителей правящего рода, которые нередко выделяются учеными в отдельный тип [7, с. 24]. При этом, су‐ дя по тексту, люди из состава таких формирований у тервингов име‐ нуют своего вождя «δεσπότης», то есть тем же именем, каким готская Библия называет Иисуса Христа, подразумевая его «господином свиты (апостолов)» [2, с. 151]. Но самое интересное заключается в том, что почему‐то не все дружинники демонстрируют одинаковую степень зависимости от клятвенной связи со своим хозяином. А ведь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=