ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 186 считал лишение искусства его религиозного содержания. Вторым – потерю красоты формы. Третьим то, что искусство перестало быть искренним, стало выдуманным и рассудочным. Л. Н. Толстой считал, что произведение искусства является тако‐ вым только когда вносит некое новое чувство в человеческую жизнь. И только из религиозного сознания могут возникать такие новые чув‐ ства. Мыслитель подчеркивал, что именно «перестав быть религиоз‐ ным, искусство перестало быть народным, тем самым еще снизив круг чувств, которые оно передавало» [1, с. 101]. Л. Н. Толстой выделил три чувства, составляющие содержание «господского искусства». Это чувство гордости, половая похоть, чув‐ ство тоски жизни. Из этих трех чувств Л. Н. Толстой чувственность ставит главным предметом произведений искусства нового времени. Он выделяет причины сложности, вычурности и неясности «вы‐ сокого» искусства. Л. Н. Толстой считал, что это связано с тем, что ху‐ дожник, создавая свои произведения для узкого круга людей, старал‐ ся выражаться «неясными для всех, но понятными для посвященных намеками»[1, с. 104]. Как он считал, такой способ дошел до своих крайних пределов в декадентстве. Содержание искусства дошло до того, что художникам кажется, что все уже сказано и ничего нового уже нельзя сказать. И чтобы об‐ новить такое искусство, они ищут новые формы. Л. Н. Толстой видит их воплощение в художественных экспериментах ряда современных художников. В таком ключе он критиковал стихотворения Малларме и Метерлинка, творчество импрессионистов и символистов, музы‐ кальные произведения Листа, Вагнера, Берлиоза. Л. Н. Толстой также заострял внимание на том, что искусство должно действовать на людей независимо от степени их развития и образования. Прелесть картины, звуков и образов, как он считал, должна «заражать» каждого человека. Л. Н. Толстой также говорил о том, что искусство его времени заменилось так называемыми подделками под искусство, или «подо‐ биями искусства». Он связывал это с тем, что, если народное искусство возникло из потребности простого человека из народа, испытавшего сильное чувство, передать его другим, то господское искусство воз‐ никло из‐за того, что люди высших классов испытывают потребность в развлечениях. И поэтому «требуют от искусства чувств, приятных им»[1, с. 128]. Художники выработали ряд приемов для создания таких «под‐ делок под искусство». В качестве таких приемов он выделял заимст‐ вование, подражательность, поразительность и занимательность. Та‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=