ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 185 2016 Религиозная философия Л. Н. Толстого развертывалась в двух ценностных измерениях: в плане теософского гнозиса и в плане хри‐ стианского этоса . При этом «теософский гнозис» играл в его построе‐ ниях вспомогательную, условную роль, а именно служил для проясне‐ ния "христианского этоса". Из познания «Бога в себе» Л. Н. Толстой пришел к этике смирения и самоумаления – к «христианскому этосу». Тем самым Толстой трансформировал «теософский гнозис» в «христианский этос», т. е. сводил, по существу, метафизику к этике, и главным средством такой «трансформации» у него выступал прин‐ цип непротивления, выражающий собой общий этико‐метафи‐ зический закон «неравного, милосердного воздаяния добром за зло» [4]. В этом смысле религиозную философию Толстого можно охарак‐ теризовать как «этическое христианство». В статье «Что такое искусство?» Л. Н. Толстой рассматривал религию как «указатель того высшего, доступного в данное время и в данном обществе передовым людям понимание жизни, к которому приближаются все остальные люди этого общества»[1, с. 82]. Мыслитель приходит к выводу, что именно общее для всех об‐ ществ религиозное сознание того, что хорошо, а что дурно определяет достоинство чувств, передаваемых искусством. При этом под религи‐ озным сознанием Л. Н. Толстой имел в виду «общее понимание людь‐ ми этого времени и общества назначения и жизни». Так, для средне‐ векового человека это была вера в церковную общину и в небесную иерархию. Высшей формой религиозного сознания своих современ‐ ников он считал истинное христианство, а его основой – «сознание братства людей». Именно следование такому канону, как считал Л. Н. Толстой, по‐ зволяет искусству быть истинным. В качестве образца такого искус‐ ства он приводил пример изначального христианского искусства. Христианство первых времен как подчеркивал Л. Н. Толстой призна‐ вало хорошими произведениями искусства «легенды, жития, пропо‐ веди, молитвы, вызывавшие в людях чувство любви к Христу, желание следовать его примеру, смирение и любовь к людям». Все произведе‐ ния, передававшие чувства личных наслаждений, отвергались. Но возникновение церковного христианства, которое не «признавало ос‐ новных и существенных положений христианства», а именно непо‐ средственного отношения каждого человека к Отцу и вытекающего из этого братства и равенства всех людей, как считал Л. Н. Толстой, и привело к возвращению к языческому мировоззрению, смыслом жизни которого считалось наслаждение. Писатель рассуждал о последствиях выделения в ранг того, что призвано доставлять наслаждение. Первым таким последствием он

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=