ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 184 тия можно отнести к двум воззрениям. Одно из них – объективно‐ мировоззренческое определение красоты, которое было принято Фихте, Шеллингом, Гегелем, Шопенгауэром и др. Суть его в том, что красота рассматривалась как нечто существующее само по себе, как проявление некой Идеи, Духа, Воли, Бога. Второе определение красо‐ ты – это «получаемое нами удовольствие, не имеющее целью личную выгоду» [1, с. 71]. Л. Н. Толстой подчеркивал, что такие определения по сути субъ‐ ективны, поскольку даже рассмотрение красоты как нечто объектив‐ ное, абсолютно совершенное все равно включает в себя субъективный фактор, так называемое «иначе выраженное субъективное». Л. Н. Тол‐ стой пришел к выводу, что и то и другое понимание красоты все равно сводится к «получаемому нами известному роду наслаждению». Такое понимание назначения искусства мыслитель считал ошибочным и го‐ ворил о том, что «люди поймут смысл искусства только тогда, когда перестанут считать целью этой деятельности красоту, то есть насла‐ ждение» [1, с. 75]. Поэтому в дальнейшем в своей статье он обращался к рассмотрению искусства независимо от этого понятия. Л. Н. Толстой считал, что достоинство искусства всегда зависело от понимания людьми смысла жизни, в чем они видят благо, а в чем видят зло. И как он считал, это зависит от религии. В своих работах Л. Н. Толстой неоднократно обращался к поня‐ тию «религия». Он подчеркивал, что религии обычно приписывают три значения в зависимости от степени веры или неверия. Это рели‐ гия как откровение и богопочитание. Религия как свод суеверных по‐ ложений и суеверное богопочитание. И религия как «свод метафори‐ ческих положений и нравственных законов», созданных одними людьми для управления другими. Л. Н. Толстой подчеркивал ограни‐ ченность этих определений, считая их далекими от выражения сущ‐ ности и истинной природы религии. Сам он рассматривал это понятие как «установление отношения человека как существа конечного к бесконечному существованию, к которому он чувствует себя прича‐ стным и из которого выводит руководство своего поведения». Следует подчеркнуть, что Л. Н. Толстой определял свои религи‐ озные взгляды как «Христово христианство» [3, с. 207]. Суть своей ре‐ лигиозной философии он формулировал как «всем известное, всеми признаваемое христианское учение в его истинном, освобожденном от извращений и лжетолкований значении. Учение это в своих глав‐ ных как метафизических , так и этических основах признается всеми, не только христианами, но людьми других вер, так как вполне совпа‐ дает со всеми великими религиозными учениями мира в их неизвра‐ щенном состоянии...» [3, с. 383–384].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=