ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 183 2016 К. К. Полнова ИДЕАЛ РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА Л. Н. ТОЛСТОГО Научный руководитель – д-р филос. наук, профессор В. Н. Назаров Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Рассматривается проблема оппозиции «высокого» и народного искусства, предложенная Л. Н. Толстым в его работе «Что такое искус‐ ство?». В статье дается определение подлинного искусства и его связь с религиозным сознанием народа. Ключевые слова: религия, религиозное сознание, красота, на‐ родное искусство, заразительность, искренность, талант, искусство будущего. Л. Н. Толстой уделял много внимания рассмотрению вопросов о том, что такое искусство, каким должно быть подлинное искусство, в чем сходство и различие научной и художественной деятельности. В своем трактате «Что такое искусство?» он дает ответ на эти ключе‐ вые вопросы. Л. Н. Толстой подчеркивал, что во всех европейских языках рас‐ пространено учение о красоте как о сущности искусства. Если обра‐ титься к современной трактовке понятия «красота», то она достаточ‐ но неоднозначна. Это и «универсалия культуры субъект‐объектного ряда», и синоним прекрасного – как категория эстетики, связанная с определенной чувственной формой и обращающаяся к созерцанию и воображению. Л. Н. Толстой в своей статье обращался к различным философам и их толкованию этого понятия. В частности, основатель эстетики Ба‐ умгартен рассматривал красоту как «совершенное, познанное чувст‐ вом» [1, с. 55]. При этом именно в природе философ видел высшее проявление красоты, поэтому высшей задачей искусства он считал подражание природе. А известный немецкий философ И. Кант считал, что прекрасное в искусстве ближе к идеалу красоты, чем прекрасная природа. И такое превосходство прекрасного состоит в том, что «оно может изображать прекрасными вещи, которые в природе могут быть уродливыми и даже отталкивающими» [2]. Рассматривая различные трактовки понятия «красота» Л. Н. Тол‐ стой пришел к выводу, что все эстетические определения этого поня‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=