ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 168 ленной национальной, этнической группы с использованием комму‐ никативной техники, принятой в данной культуре; культурологиче- ский компонент, заключающийся в знании социокультурного, истори‐ ко‐культурного, этнокультурного фона, т. е. традиций изучаемой культуры. Каждый из этих компонентов может быть изучен с разной степенью глубины посредством литературы. Прежде всего учащиеся будут знакомиться с иноязычной культурой опосредовано, через пе‐ ревод текста на русский язык, соответственно, освоение первых трех компонентов будет полностью зависеть от искусства переводчика. Что касается культурологического компонента, возможности, кото‐ рые открываются литературой как предметом для знакомства с ним, почти безграничны. Во‐первых, в отличие от изучения традиций и обычаев в процессе овладения иностранным языком, постижение этих норм иноязычной культуры через литературное произведение проще для учащихся, т. к. им не приходится преодолевать языковой барьер. Во‐вторых, литературное произведение сразу же знакомит учащихся не только с самим содержанием традиции или обычая, но и с опытом их восприятия персонажами как представителями изучае‐ мой культуры, самим автором произведения. Другая структура СКК, представленная в работе М. В. Латухиной [4], во многом пересекается с предыдущей и включает следующие эле‐ менты: 1) социокультурные знания (знание определенных реалий); 2) опыт общения (адекватное восприятие явлений иноязычной куль‐ туры); 3) личностное отношение к фактам иноязычной культуры; 4) владение способами применения языка (адекватное употребление национально‐маркированной лексики в речи в различных сферах межкультурного общения). Исходя из такой структуры СКК, можно также увидеть несомненный социокультурный потенциал предмета «Литература», в задачи которого входит знакомство не только с са‐ мими литературными произведениями, но и усвоение учащимися за‐ кономерностей мирового литературного процесса, гуманистического потенциала науки. Выше перечисленное невозможно без изучения творчества других культур, сопоставления восприятия одних и тех же событий в разных странах, представителями разных народов, носите‐ лями разного культурно‐исторического наследия. Таким образом, литература, наряду с иностранным языком, об‐ ладает широчайшим потенциалом для формирования и развития социокультурной компетенции, что в условиях неизбежной на сего‐ дняшний день межкультурной коммуникации становится крайне не‐ обходимым.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=