ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 167 2016 ним из базовых предметов, готовящих учащихся к межкультурной коммуникации и формирующих СКК. Чтобы охарактеризовать потенциальные возможности литера‐ турного образования в формировании и развитии СКК, разберем само понятие и компоненты последней. Согласно А. В. Хуторскому, следует различать социокультурную компетенцию и социокультурную ко - петентность. Так, компетенция рассматривается как «отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктив‐ ной деятельности в определённой сфере», а компетентность понима‐ ется как «владение учеником соответствующей компетенцией»[6]. В зарубежных исследованиях же принято отождествлять эти понятия, что нашло свое отражение в Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО), где отмечается, что исследуемые нами понятия компетенции и компетентности совпадают в значении и имеют сле‐ дующий смысл: 1) способность делать что‐либо хорошо или эффек‐ тивно; 2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; 3) способность выполнять особые трудовые функции [2]. Мы же склонны считать, что безусловно эти два термина имеют пере‐ секающиеся значения, однако не совпадают полностью. Компетенция в основе своей имеет некие универсальные знания, которые должны быть даны всем учащимся, т. е. представляет собой объективный по‐ казатель уровня подготовки. Компетентность же базируется на лич‐ ном опыте усвоения, получения, использования полученных знаний в деятельности учащегося, т. е. представляет собой субъективную ха‐ рактеристику уровня подготовки. Таким образом, мы полностью раз‐ деляем позицию А. В. Хуторского в отношении дифференциации по‐ нятий компетенции и компетентности. Однако, в данной работе нас будет интересовать именно компетенция, т. е. то, к чему должно стре‐ миться в процессе обучения как идеальному инварианту. Рассмотрим структуру социокультурной компетенции. СКК яв‐ ляется комплексным явлением и представляет собой набор компо‐ нентов, относящихся к различным категориям. К компонентам СКК относятся следующие [7]: лингвострановедческий компонент, пред‐ ставляющий собой лексические единицы с социокультурной семан‐ тикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения (например, приветствие, обращение, прощание в устной и письменной речи); cоциолингвистический компонент, отражающий языковые осо‐ бенности различных социальных слоёв, представителей разных поко‐ лений, полов, общественных групп, диалектов; cоциально-психоло- гический компонент, подразумевающий владение социокультурно обусловленными моделями поведения, характерными для опреде‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=