ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 159 2016 стой в той или иной ситуации, проследить за ходом его мыслей и в итоге согласиться с ним. В дневнике от 9 октября 1909 года Толстой пишет: «Рано вышел. На душе очень хорошо. Всё умиляло. Встреча с калуцким мужичком. Записал отдельно. Кажется, трогательно только для меня» [3, с. 135]. Позже этот разговор с калуцким мужиком ляжет в основу рассказа «Разговор с прохожим» (1909 г.). Фактически Толстой только записал беседу, рассказ по форме очень похож на дневниковую запись. Тем не менее фраза «Кажется, трогательно только для меня» говорит о том, что Толстой при написании этого художественного произведения не ставил перед собой задачу чему‐то научить читателя, сказать что‐ либо в назидание, но стремился передать свои чувства, переживания, вызванные беседой с калужским крестьянином. При создании очерка «Песни на деревне» (1909 г.) Толстой пи‐ шет в дневнике: «Написал впечатление отправленных рекрутов. Сла‐ бо» [3, с. 157]. Здесь Лев Николаевич старается передать читателю именно впечатление, собственное впечатление, которое осталось у него после того, как он увидел проводы яснополянских новобранцев 22 октября 1909 года. Рассказ «Проезжий и крестьянин», изначально представленный в форме обычной дневниковой записи разговора писателя с крестья‐ нами, Толстой путём многочисленных правок «заостряет». «Работая над языком, Толстой придавал особенное значение исключению всех слабых, неясных мест. Сокращение, исключение всего лишнего, не безусловно необходимого Толстой считал основным приёмом художе‐ ственной работы над языком» [5, с. 499]. В итоге перед читателем предстаёт сцена диалога проезжего и крестьянина, где Толстой убрал всё лишнее – авторское описание внешности героев, помещения, вре‐ мени и места, оставив лишь реплики героев, максимально сконцен‐ трировав внимание читателя на тех мыслях и идеях, которые в них излагаются. Выбор формы произведения для Толстого никогда не случаен. В дневнике за 1890 год Лев Николаевич пишет: «Странное дело – эта забота о совершенстве формы. Недаром она. Но недаром тогда, кода содержание доброе... Надо заострить художественное произведение, чтобы оно проникло. Заострить и значит сделать её совершенной ху‐ дожественно – тогда она пройдёт через равнодушие и повторением возьмёт своё» [2, с. 13]. В. Б. Шкловский в «Повестях о прозе» отмечал: «Толстой отрицал повторение старых форм во всех своих произведе‐ ниях идя по пути нового исследования действительности» [4, с. 271]. Написанная в 1902 году легенда «Разрушение ада и восстанов‐ ление его» изначально была задумана Толстым как иллюстрация к его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=