ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 158 М. С. Миленин К ПРОБЛЕМЕ ПОИСКА ЖАНРОВОЙ ФОРМЫ В ПОЗДНИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛЬВА ТОЛСТОГО Научный руководитель – д-р филол. наук, профессор Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Произведения Льва Николаевича Толстого последнего десяти‐ летия жизни рассматриваются большинством исследователей его творчества через призму публицистических работ писателя, его дея‐ тельности как философа и мыслителя. Художественные произведе‐ ния Толстого 1900–1910‐х гг., таким образом, предстают лишь как иллюстрации к его статьям и выраженным в них мыслям, идеям и убеждениям. В литературном творчестве Л. Н. Толстого этого периода ярко проявились стремление к простоте стиля и прямая назидательность. Толстой создавал художественные произведения, внешне схожие с народным творчеством, сказками, легендами, стараясь отразить в них свои религиозные убеждения и философские идеи и мысли. Сказки и легенды, написанные в этот период, являются во многом наставле‐ ниями, проповедями. Такие формы были выбраны Толстым неслучай‐ но. Они направлены на то, чтобы в такой лёгкой, привычной простому народу форме автор смог донести до читателя собственные мысли. Отмечая нравственно‐поучительный, «назидательный» характер поздних художественных произведений Л. Н. Толстого, исследователи и биографы утверждают, что в своих рассказах и повестях классик ста‐ рается пропагандировать своё учение. Однако это не совсем так. К назидательным, проповедническим произведениям Толстого относят его рассказы, написанные в форме дневниковых записей («Разговор с прохожим» 1909 г., «Благодарная почва» 1910 г., «Песни на деревне» 1909 г. и др.). С одной стороны, в основе всех этих расска‐ зов – лишь описание бесед Толстого с крестьянами. Речь писателя здесь действительно зачастую выглядит как напутствие, наставление и даже проповедь собственных идей. С другой стороны, выбранная Толстым форма рассказа – записи из дневника позволяет читателю увидеть, как автор проводит анализ собственных мыслей, применяет собственные идеи, убеждения в реальной жизни. Это «живые расска‐ зы», где читатель способен прожить, испытать то, что испытывал Тол‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=