ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 138 рениями гласных по «световым шкалам», т. к. данная концепция при‐ знана в среде психолингвистов: А – густо‐красный Я – ярко‐красный О – светло‐желтый или белый Е – зеленый Ё – желто‐зеленый Э – зеленоватый И – синий Й – синеватый У – темно‐синий, сине‐зеленый, лиловый Ю – голубоватый, сиреневый Ы – мрачный темно‐коричневый или черный [2, с. 174]. Учащиеся получили по два бланка с пустыми, «незакрашенны‐ ми» буквами, обозначающими гласные звуки. Эксперимент провели в два этапа. Первый этап – заполнение цветом представленных букв, второй – заполнение цветом представленных букв после услышанных соответствующих звуков. В результате эксперимента были получены следующие показа‐ тели. Первый этап (выявление цветобуквенных соответствий) дал те же соответствия, что представлены в концепции А. П. Журавлева. Но во втором этапе («раскрашивание» букв после произнесенных соот‐ ветствующих им звуков) дал расхождения с имеющимися показате‐ лями. Только 70 % опрошенных присвоили звукобукве «А» – красный цвет, остальные 30 % – зеленый ; звукобуква «О» в 80 % оказалась си- него цвета. В остальных случаях были получены показатели, соответ‐ ствующие схеме А. П. Журавлева. В ранее проводимых нами экспериментах расхождения чаще бы‐ ли при зрительном восприятии текста [4, с. 95]. Но в качестве основы для исследований мы брали готовые художественные тексты. В данном эксперименте мы получили расхождения, наоборот, при про‐ слушивании. Это еще раз подтверждает нашу мысль о том, что сущест‐ вует давление значения слова (его корня) на его звучание и, соответст‐ венно, на соотнесение с определенным цветом значительно ослаблено особенно в детском подсознании, в сравнении с взрослым человеком, постоянно обращающимся к денотату. Дети часто называли цвет и поясняли его каким‐то знакомым образом, услышанным в тексте. Это значит, что звуковое значение тяготеет к семантическому отражению. Соответственно, отсутствие слова и его лексического значения дает возможность получить «чистую» взаимосвязь звука и цвета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=