ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 137 2016 Л. В. Макарова СООТНЕСЕНИЕ ЦВЕТОВЫХ И ЗВУКОБУКВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (на материале психолингвистического эксперимента) Научный руководитель – д-р филол. наук, профессор Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Связь между цветом и звуком интересна не только психологам и лингвистам, а в наше время – и специалистам по массовой коммуни‐ кации, рекламистам и маркетологам, но и преподавателям и учителям русского языка и литературы. Сегодня, когда учитель готовит урок по литературе при изуче‐ нии лирических произведений, он обращается к звукоцветовым ассо‐ циациям. Базовый анализ стихотворений в рамках работы над средст‐ вами языковой выразительности включает понятия «цветописи» и «звукописи», но не их взаимосвязи и тем более не взаимозависимо‐ сти. Школьный анализ стихотворений подходит к цветовому звуча‐ нию того или иного стихотворения с точки зрения передачи опреде‐ ленного чувственного наполнения произведения. «Цветопись – способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения» [1, с. 256]. Чуть шире рассматривается понятие звукописи. «Звукопись – со‐ вокупность приёмов (аллитерация и т. п.), способствующих усилению звуковой выразительности стиха» [1, с. 104]. Но стоит вспомнить слова С. М. Соловьева, если мы говорим о более глубоком анализе: «Цвет, так же как пейзаж и звук, отражает основные принципы поэтики писателя» [5, с. 76]. Несправедливо утверждать, что в современной школе нет по‐ добной практики: работы над звукоцветовыми особенностями текста. Но следует отметить, что подобная работа требует качественной под‐ готовки как учителя, так и учащихся. В рамках подготовки к такому анализу мы провели эксперимент. В нем приняли участие учащиеся 1–7 классов МБОУ «Средняя школа № 16 – Центр образования р.п. Первомайский» Щекинского района, Тульской области. Основной задачей эксперимента являлось выявле‐ ние различий/сходств цветовых ощущений при прочтении букв и прослушивании звуков с представленными А. П. Журавлевым изме‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=