ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 126 рико‐этнографической энциклопедии. С другой стороны, в произве‐ дении имеются фрагменты в жанре фольклора, новеллы, анекдотов и другие литературные элементы, что не вписывается в представле‐ ние об энциклопедии. Такая неоднородность материала выделяет произведение как исключительное явление литературы, дающее ис‐ следователю разнохарактерные сведения [2, c. 93–94]. Можно определить «Географию» к жанру «памятных записок», т. е. научное сочинение в прозаической форме. Произведение Страбо‐ на носит чисто описательный характер и соответствует потребностям времени. «География» не содержит теорий и гипотез, а ограничивает‐ ся констатацией исторических и географических фактов и явлений, пропущенных через критический анализ автора: «Я излагаю большин- ство исторических фактов лучше, чем другие, дополняю по неведе- нию пропущенное ими» [3, c. 442, кн. X, гл. 3, § 5]. Источники. Труд Страбона сочетает в себе информацию из раз‐ нохарактерных источников, которыми являются литературные про‐ изведения предшественников и современников автора, его собствен‐ ное мнение и представления очевидцев. Так как Страбон – географ практического направления, главной задачей географии он считал служение нуждам государства. Правите‐ ли, руководившие народами и объединявшие под своей властью раз‐ ные области, должны были иметь как общие представления о земле, так и более конкретные сведения, необходимые для военных целей. Незнание географии приводило к позорным поражениям. В этом за‐ ключалась важность достоверности исследования [1, c. 42–43]. Из этого следует, что Страбон уделял огромное внимание критике источников. Применяемый им критический метод нельзя назвать в полной мере научным. Географ стремится отыскать противоречия, подходя‐ щие под философские категории «недостоверное», «невозможное» и «противоречивое». После выявления подобных «противоречий» применяется метод «приведения к нелепости». Такой критический подход не всегда качественно выявлял противоречивые факты, что приводило к потере полезной информации [4, c. 779–780]. Основным источником являлись литературные произведения предшественников и современников Страбона. В общей сложности на 770 страницах его книги встречается почти полторы сотни авторов, которых Страбон счел возможным процитировать. Среди них истори‐ ки (свыше полусотни), поэты (тридцать семь), философы (шестна‐ дцать), географы (пятнадцать), грамматики, астрономы, врачи, орато‐ ры, политические деятели и т. д. Чаще всего он ссылается на историков V века до н. э. – Геродота, Гелланика, Фукидида; на историков IV века до н. э. – Эфора, Мегасфе‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=