ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 94 Современная динамика жизни позволяет многократный профес‐ сиональный выбор и непрерывное развитие личности (в контексте парадигмы «Учеба в течение всей жизни»). В этом смысле процесс профессионально консультирования превращается в профессиональ‐ ную переориентацию в зависимости не только имеющихся личных качеств, но и от налагаемых социальных критериев успеха в отноше‐ нии экономических и современных течений, относящихся к профес‐ сии. Делая акцент на внутренние механизмы, которые являются ве‐ дущими для личности, отсутствие удовлетворённости, достигнутой в профессиональной реализации, приводит как к негативной конно‐ тации в отношении будущих профессиональных успехов, как и к ауто‐ деструктивным тенденциям. Это, вероятно, является причиной того, что некоторые авторы определяют юношеский возраст как наиболее подходящий для определения профессиональной принадлежности [14, с. 4]. Различия в теоретических позициях в отношении юношества объясняют множество биполярных позиций и отсутствие единодушия по ряду вопросов. Таковыми являются споры о дифференцировании возрастных границ периода (Гезел, Ериксън, Калиш); множество взглядов на наступающие изменения (физиологические, психические, эмоциональные) в юношеском физическом и психологическом мире; внутренние механизмы, активирующие поведение (психодинамиче‐ ские, когнитивно–поведенческие, биопсихосоциальные подходы к ин‐ терпретации и др.), которое, может быть, определяет юношество, ско‐ рее, как процесс, а не как период. В попытке углубленного исследования юношеской личности ряд исследований (Иванова, 1976; Георгиев и коллектив, 1991; Калчев, 2003, 2011, 2012, Димитров, 2007, 2010) посвящают свои исследова‐ ния факторам влияния и их последствий на внутренний мир юноши. Факт, что основное место занимает семья, сверстники и социальная среда, не вызывают недоумения. В контексте, необходимом для на‐ стоящего анализа, будет рассмотрена семья в качестве фактора влия‐ ния на юношескую жизнь, а семейная характеристика – как ведущая для осуществления профессиональной ориентации и консультирова‐ ния юношей. Статус семьи в педагогической и психологической науке . Незави‐ симо от специфических подходов, педагогика и психология ставят в центре своего научного интереса личность и ее успешное функцио‐ нирование. Роль семьи в достижении этих целей сопровождает чело‐ века на протяжении всего его жизненного цикла, что является пред‐ посылкой для углубленного интереса к ее влиянию и ее роли. Оно оп‐ ределяется как первое социальное окружение, в котором закладыва‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=