ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 93 2015 во мнениях заметны как в предлагаемых определениях сущности их характера (Иванова, 1976; Минев, 1976; Колева, 1998; Искрев, 2003; Мерджанова, 2013), как и в сферах, которые они отражают – личност‐ ная, социальная, экономическая (Тошев, 1964; Възвъзова, 1975; Гера‐ сков, 2003). Бытуют мнения, которые ясно разграничивают термино‐ логическую профессиональную ориентацию с профессиональным кон‐ сультированием. Так, например, Я. Мерджанова определяет профес‐ сиональную ориентацию как явление, которое, в основном, имеет отношение к подготовке и помощи личности в выборе профессии, а консультирование – как разработку совместно с клиентом целостной программы … его перспективного, личностного, профессионального и социального развития [12, с. 12]. Другие авторы используют эти два термина в качестве синонимов [3, с. 50]. Подобные выводы подсказы‐ вают, что профессиональная ориентация способствует познанию сущ‐ ности видов труда и профессий (входящих в рамки учебных планов и учебного содержания в школе), а профессиональное консультирова‐ ние сводится к оценке и диагностике особенностей и качеств личности, необходимых для того, чтобы заниматься конкретной профессией 1 . Корни исторической динамики возникновения идеи осуществ‐ ления профессиональной ориентации и консультирования на бол‐ гарской территории произрастают из развития профессионального и неформального образования. Постепенное их расширение начина‐ ется в период после Освобождения Болгарии (1878 г.), когда дея‐ тельность читалищных/клубных/народных университетов дает возможность для развития многообразия профессиональных сфер реализации с помощью преподавательской элиты (как в националь‐ ном, так и в международном контексте). На более позднем этапе раз‐ ные формы профессиональной ориентации и консультирования в Болгарии начинают осуществляться в период между двумя миро‐ выми войнами, активно совершенствуются в 70‐е годы прошлого ве‐ ка в соответствии с идеями ЮНЕСКО в области развития образования и профессионального обучения и сводятся в конце 80‐х годов XX века только к профессиональной ориентации в школе. В первое десятиле‐ тие XX века профессиональное образование и обучение вновь обре‐ тают свой приоритет в системе образования, а актуальные практиче‐ ские измерения подчинены стремлению к формированию успешно реализованной личности. 1 В этом аналитическом контексте соотносим профессиональную ориентацию, ско‐ рее, с ее педагогическим, а профессиональное консультирование – с психологиче‐ скими измерениями. Это разделение является полностью условным из‐за необхо‐ димости в холистическом взгляде и отношении при рассмотрении проблематики.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=