ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 76 не», т. е. они лишь во время больших религиозных праздников каким‐ то образом подтверждают свою религиозную принадлежность, чаще всего, посредством посещения церкви или бытовых ритуалов, в смыс‐ ле, «соблюдëм традицию». Или, как отметил один студент, поддержи‐ вающий место религии в школе: «Заметила, что в настоящее время дети не знают, почему празднуется Рождество Христово и Пасха. Они знают, что основное – это подарки и самое главное – это окрашивание яиц», а другой дополняет, что «люди всë чаще обращаются к ней – ре‐ лигии – бел. В. Г., только в очень тяжëлые моменты», т. е., при необхо‐ димости, а не как постоянное общение. В этом смысле, логика студен‐ та целиком прагматична, а именно, раз люди не религиозны, не следу‐ ет расходовать рессурсы на религиозное воспитание и обучение. Но это, возможно, будет и очень сильным аргументом в его пользу. По‐ скольку ослабление едва вновь вставшей на ноги религии в условиях сильного кризиса в период перехода, подсказывает о пренебрежении многими нравственными ценностями, которые несëт в себе религия, и является своеобразным нарушением идентичности болгар, неиз- енной частью которой является именн правосла ие, христ ан- ство . Оно играет существенную роль в сохранении этноса в веках, осо‐ бенно в периоды великих испытаний – чужая власть («вера, что есть нечто божественное, которое нам помогает, поддерживала силу и дух наших прадедов в годы турецкого рабства»; «вера поддерживает на‐ род живым…»), войны, природные бедствия. Интересно, что религия является «особым феноменом», особым в том числе и тем, что непре‐ одолим. Даже женщина‐студент, для которой «изучение религии не имеет места в системе школьного образования», указывает, что «учи‐ теля должны стремиться к совершенствованию важных качеств, вы‐ текающих из религии, без еë прямого участия и без специальных уро‐ ков для этого» (другими словами, без религии, по‐религиозному). Серьëзным аргументом «против» является – «если нет достаточ‐ но подготовленных кадров», должен вводиться. В этом плане инте‐ ресно развитие после 1989 г. Первоначально была предпринята по‐ пытка проведения уроков по вероучению религиозными лицами. Они имеют соответствующую богословскую подготовку, но не педаго‐ гическую – во время социалистического режима репродуцирование религиозного мировоззрения сильно редуцировано и осуществляется единственно для обеспечения нужд церкви. Опыт учителей вести ве‐ роучение также оказывается безуспешным – им не хватает специали‐ зированной богословской подготовки. Во второй половине 90‐х годов ХХ века и после того подготовленые кадры в обоих направлениях уже наличны, но вопрост с Вероучением/Религиоведением в отношении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=