ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 73 2015 православное Вероучение в школе, и каждый день начинается с мо‐ литвы «Отче наш» ( Молитва Господня ). Вслед за этим религия запре‐ щена, превращается в тему‐табу, немало религиозных лиц – из клира и из мирян – убиты или репрессированы до начала 90‐х годов того же века. Именно этот продолжительный атеистический период без рели‐ гии и глобальные перемены ставят вопрос о роли и месте религии в болгарском обществе и, респективно, в болгарской школе как одного из механизмов социального воспроизводства и наследования, выдер‐ жавших проверку временем. Необходимо сделать важное уточнение, что учебный предмет Вероучение связан, прежде всего, с детальным ознакомлением и созданием соответствующего религиозного чувства в рамках данной религии, присущей соответствующей общности. Со своей стороны, учебный предмет Религия или Религиоведение почти полностью сосредоточен на информационной стороне в отноше‐ нии не едной, а нескольких – чаще всего основных мировых религий. И усилия нацелены на опознание другого и толерантности к нему, на‐ хождение сходных моментов между религиями. Или, как отмечает одна женщина‐студент: «в конечном итоге, какими бы различными ни были все религии, они имеют один замысел – любовь к ближнему и веру в высшую силу, которая даëт мужество и силу в тяжëлые моменты». Итак, обратимся к результатам исследования. Они представле‐ ны в меньшей степени в процентном отношении, а прежде всего – в форме интересных утверждений, высказанных студентами в систе‐ ме координат «За» и «Против». Они в значительной степени отража‐ ют эволюцию вопроса и актуального состояния дебатов в болгарском обществе. По словам одного из студентов, из‐за того, что в Болгарии есть различные этносы, «не было бы разумно» изучать «болгарскую рели‐ гию», т. е. восточное православие. Подобная позиция выражена и ещë несколькими студентами. Основная озабоченность, как прямо пишут некоторые, связана с тем, что если позволить в школе изучение рели‐ гии (в смысле, православие), то это приведëт к раздорам (« религия разъединяет » – тук возникает риторический вопрос: религия ли разъединяет или люди, еë осуществляющие? – В. Г. ; один из студентов пишет: «Болгария [принадлежит] болгарам, и в ней изучается наша культура и религия, кому не нравится, пусть уезжает»). Кроме того, появятся и претензии со стороны турецкого этнического меньшин- ства (вторая по численности этническая группа в стране) о включении и исламского вероучения – это весьма деликатный момент с точки зре‐ ния рабства со стороны друговерцев‐мусульман, в котором пребывали болгары в продолжение почти пяти веков.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=