ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 4 ние о грехах, соблазнах и суевериях полностью коррелирует с его ви‐ дением сущности зла как “непонятого добра”. Ни у кого не вызывает сомнения, что через художественное сло‐ во Л. Н. Толстой показывал социально значимые философские идеи о Боге, мире и человеке. Так и система грехов, соблазнов и суеверий широко раскрывается в художественных произведениях, где писатель описывает нам последствия грехов, которые заполоняют сознание и жизнь героев текстов. Грех праздности, который состоит в том, чтобы освобождать се‐ бя от труда, нужного людям для удовлетворения потребностей рас‐ крыт в образе Нехлюдова из романа «Воскресение». В романе «Воскресение» Л. Н. Толстой не заставляет читателя принимать собственного мнения, а лишь «наталкивает» на мысль, изо‐ бражая все стороны жизни общества с не совсем привычной точки зре‐ ния. Противопоставляя падшую женщину (Катерину Маслову) и выс‐ шее, благородное общество, отвергающее ее, в лице судей и Нехлюдо‐ ва – и первого виновника падения Масловой, Толстой «снимает с них маски», обнажая их плотские, низкие чувства, неспособность к гума‐ низму и к чему‐либо возвышенному. Автор также сравнивает положе‐ ние крестьян, забитых, необразованных, замученных непосильной ра‐ ботой, болезнями, жестокостью помещиков и управляющих, и положе‐ ние дворян, чиновников, восседающих в креслах, ведущих светские разговоры и думающих о «высоких чувствах». Как ни странно, первым это противоречие осознал Нехлюдов. Он вспомнил все, что он видел в деревне: «женщину с детьми без мужа, посаженного в острог за по‐ рубку в его, нехлюдовском лесу», Матрену, считавшую, что «женщины их состояния должны отдаваться в любовницы господам»; вспомнил крестьянских детей и несчастного, старческого, улыбающегося, уми‐ рающего от недокорма ребенка; вспомнил «эту беременную, слабую женщину, которую должны были заставить работать на него за то, что она, измученная трудами, не усмотрела за своей голодной коровой». И тут же перед глазами Нехлюдова предстали «острог, бритые головы, камеры, отвратительный запах, цепи и рядом с этим – безумную рос‐ кошь своей и всей городской, столичной, господской жизни». Затрагивается в романе и тема раскаяния грешника, которая иг‐ рает немаловажную роль в христианском учении. Раскаяние, которое началось, когда князь узнал в подсудимой проститутке девушку, ко‐ торую он соблазнил, это привело Нехлюдова к ней на каторгу, пробу‐ дило любовь к невинной жертве. Толстой проводит совестливого че‐ ловека через лабиринт бюрократического государства, которое ниче‐ го общего не имеет с христианской заповедью о любви к ближнему.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=