ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 362 обучать. Таким образом, наиболее значимой задачей обучения, по на‐ шему мнению, является сочетание освоения двигательных действий с освоением методики обучения этим двигательным действиям. Для решения поставленной задачи в процессе обучения студен‐ тов гимнастическим упражнениям, мы используем положения теорети‐ ческой концепции П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умст‐ венных действий и понятий. Согласно данной теории, обучение строит‐ ся на основе перехода от первого материализованного этапа умственно‐ го действия ко второму, в котором сохраняется опора на внешнее, материализованное действие, затем к третьему, высшему уровню, где умственное действие полностью совершается во внутреннем плане [3]. Любое действие в целом, и гимнастическое упражнение в част‐ ности, можно рассматривать как систему управления, в которой есть управляющий орган – ООД, управляемый – исполнительная часть, сле‐ дящая система – контрольно‐корректировочная часть. Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов: На первом этапе формируются знания и представления об усло‐ виях и способах решения двигательной задачи на основе создания ориентировочной основы действия (ООД). Обучаемый должен осоз‐ нать задачу, сформировать зрительно‐логическое представление о способе ее решения, освоить инструкцию по формированию ООД. На втором этапе учащийся должен решить двигательную задачу с под‐ робным сознательным контролем действия во всех основных опор‐ ных точках (ООТ), при этом важным здесь является процесс обобще‐ ния ООД и интериоризация знаний, то есть постепенный переход управления движением от сознания в подсознание. Большое значе‐ ние при этом имеет использование 'громкой речи', т. е. обучаемый должен правильно проговорить и отразить предметное содержание выполняемого действия. На третьем этапе, ООД усваивается в форме внутренней речи, при этом автоматизируются исполнительная и контрольно‐корректировочная части действия. По ходу перенесения действия в план громкой речи учащиеся параллельно с овладением двигательным действием и проговарива‐ нием всех опорных точек, входящих в состав ООД, приобретают уме‐ ния и навыки, и в обучении двигательным действиям, т. е. у них фор‐ мируется представление о движении, они могут выделить и раскрыть содержание основных опорных точек, объяснить технику исполнения движения, а это по‐нашему мнению, является наиболее значимой за‐ дачей обучения. Всё это проходит осознанно, в отличие от традици‐ онной методики обучения, где учащемуся в основном, отводится пас‐ сивная роль слушателя и исполнителя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=