ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 342 го один раз. Об одном из этих случаев говорит Лактанций, упоминая 304 г., когда император отправился в Рим отмечать двадцатилетие своего правления (Lact. Div. inst. XVII, 1). Резиденция Диоклетиана рас‐ полагалась в Никомедии. Торжественная встреча в Медиолане с Мак‐ симианом, на которую из столицы специально приехали сенаторы (Pan. Lat XI, 12), наглядно показала, что Рим располагается теперь там, где находится сам император [14, P. 57]. Сам Вечный город упоминает‐ ся даже как просто известный когда‐то центр (Pan. Lat. V, 17.3). Существенно меняется характер самой власти императора. Он те‐ перь господин и бог, а все остальные его подданные [2, С. 34; 6, P. 18; 7, P. 438] Во всем этом исследователи отмечают черты восточной деспо‐ тии [15, P. 227], которые начинают проявляться и во внешних атрибу‐ тах власти. Императоры начинают носить расшитые золотом одежды и драгоценности, а голову венчать лучистой короной [12, P. 185–189]. О возвышении фигуры государя очень четко говорит панегирик, сооб‐ щая, что доступ к властителю имеют лишь избранные (Pan. Lat. III, 11.3; XI, 2). Не менее четко выразился С. Уильямс, описывая то, какое значе‐ ние имело возведение дворца Диоклетиана в Никомедии: «Там на тро‐ не бесстрастно восседала фигура, облеченная властью на земле: Пове‐ литель мира, в короне из солнечных лучей, в пурпурно‐золотом одея‐ нии, с ног до головы сверкающий драгоценными каменьями, с симво‐ лами абсолютной власти в руках. Такое богоподобное существо уже не‐ достаточно было просто приветствовать – здесь нужно было пасть ниц, здесь требовался проскинесис, простирание» [4, C. 151]. Аврелий Виктор видит причину такой роскоши в происхожде‐ нии Диоклетиана (Аur. Vict. Caes. XXXIX, 5). По мнению античного ав‐ тора, человек, пришедший с самых низов к власти, не знает меры. Хотя в действительности процесс сакрализации и абсолютизации власти императора начался еще задолго до этого и получил более четкое оформление еще при Аврелиане. В новой системе государственной власти Диоклетиан не мог быть просто первым среди равных. Жест‐ кая вертикаль требовала придания ее верхушке еще большего веса. Зависимость от армии также побуждала искать пути к укреплению этих отношений и послушания. Богоизбранность императора делала его фигуру неприкосновенной. Соответствующую пропаганду прово‐ дили панегирики, как в защиту языческой религии (Pan. Lat. XI, XII) с отсылками к Юпитеру и Геркулесу, с которыми себя ассоциировали Диоклетиан и Максимиан (Pan.Lat. II–III, VII, VIII), так и в поддержку христианства (Pan. Lat. X). Так, Мамертин, обращаясь к упомянутым государям, говорит, что почитание их равно богослужению и сами они есть боги (Pan. Lat. II, 1.1, 2.1; III, 14.2–4). Ситуация меняется при Кон‐ стантине, которого панегирик в начале также ассоциирует с предста‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=