ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 327 2015 иностранцев, так как все чаще материалом заголовков становятся прецедентные феномены, отличающиеся образностью и богатством речевых средств. Следует отметить, что в прошлые времена экспрессивная, рек‐ ламная функция заголовка не была так актуальна, как сегодня. Со‐ временная подача материала требует иного подхода. Журналисты ищут яркие формы, новые способы привлечения читательского вни‐ мания и усиления таким образом мотивации покупки в условиях ры‐ ночной экономики. Анализ заголовков периодических изданий позволяет утвер‐ ждать, что одним из любимых приёмов журналистов является исполь‐ зование фразем, их трансформация и переосмысление. Под фразеоло‐ гизмами (фраземами) мы понимаем «устойчивые сочетания слов, по‐ стоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве готовых и целостных лексических единиц» [2, с. 74]. Трансформация фразеологической единицы – это ее отклонение от общепринятой нормы (фонетическое, лексическое, синтаксическое, логическое и др.), а также импровизированное изменение в экспрес‐ сивно‐ стилистических целях. Предлагаемые комментарии газетных текстов помогут ино‐ странным студентам лучше понять трансформированные фразеоло‐ гические обороты при чтении современной российской прессы. В ка‐ честве источников примеров использованы популярные периодиче‐ ские издания («Комсомольская правда», «Известия», «Российская га‐ зета», «Аргументы и факты» и др.), из которых отобраны наиболее частотные модели экспрессивных газетных заголовков. Приведем лишь некоторые примеры таких оборотов – преце‐ дентных имен (примеры приводятся без ссылок на источники). Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения . Цитата из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок». Трансформиро‐ ванные фразеологические обороты в заголовках современных СМИ: «Мерседес» как роскошь и средство передвижения; Автомобиль не роскошь. Роскошь – кредит на его покупку; Автомобиль – это сред- ство передвижения, а бензин – роскошь; Автомобиль – не роскошь. Роскошь – паркинг. Береги платье снову, а честь смолоду . Русская пословица. Репу‐ тация человека складывается по крупицам. В любой критической си‐ туации важно оставаться верным своим идеалам и взглядам, и поэто‐ му велико значение таких нравственных ценностей, как честь, досто‐ инство, верность долгу. А. С. Пушкин использовал эту пословицу в ка‐ честве эпиграфа к своей повести «Капитанская дочка». Трансформи‐ рованные фразеологические обороты в заголовках СМИ: Береги сус-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=