ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 324 цесса развития личности, цель которого создание предпосылок для творческой самореализации и свободного взаимодействия с людьми. Формирование коммуникативных универсальных учебных дей‐ ствий должно осуществляться интенсивно, т. е. предполагает исполь‐ зование широкого спектра методов, форм и средств обучения. В основной школе большие возможности предоставляет органи‐ зация совместной деятельности подростков на уроке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у подростков невозможно без систематического использования такой формы учебного сотрудничества, как разнообразные дискуссии. Именно дискуссия помогает подростку сформировать свою точку зре‐ ния, отличить её от мнений других, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Дискуссии между подростками органичны в контексте проектной деятельности, направленной на решение конкретной проблемы (зада‐ чи) или создание определённого продукта. Для нее характерно совме‐ стное планирование деятельности учителем и учащимися. Проектная деятельность оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности че‐ ловека. Развитие и использования проектной деятельности напрямую связывается и с проблемой изменения эффективности обучения. Применение проектной деятельности в образовательном про‐ цессе предполагает использование метода проектов: способа дости‐ жения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, ося‐ заемым практическим результатом, оформленным тем или иным об‐ разом. [5] По мнению В. С. Лазарева, основной смысл включения учащихся в проектную деятельность заключается в развитии их интеллекту‐ альных способностей решать практические проблемы и познавать изменяющийся мир. Именно это зачастую не обеспечивается в той практике, которую сегодня в наших школах называют «проектной деятельностью». Про‐ ектная деятельность дает возможность для развития мышления уча‐ щихся, но эту возможность еще нужно суметь использовать. Притом что сегодня в большинстве случаев учащиеся включа‐ ются в «проектирование», полноценные условия для развития их ис‐ следовательского и практического мышления не создаются. Это про‐ исходит, прежде всего, потому, что проектировать учащихся не учат. Включаясь в проектирование, они не осваивают культуру проектиро‐ вочной деятельности. Дети получают новые для себя знания, но не ос‐ ваивают культурные способы исследования окружающего мира и ре‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=