ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 323 2015 Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятель‐ ности служит способность к согласованным действиям с учётом пози‐ ции другого. Формирование этой способности у детей – длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве и раннем детстве и ак‐ тивно протекающий на протяжении всего школьного периода. Разви‐ тие коммуникативной деятельности приводит к формированию ком‐ муникативной компетентности. В своей развитой форме коммуника‐ тивная компетентность – это умение ставить и решать многообраз‐ ные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддер‐ живать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворитель‐ ное владение нормами и «техникой» общения, умение определять це‐ ли коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и спо‐ собы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии ком‐ муникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д. [6] Коммуникативные универсальные учебные действия относятся к важным результатам обучения, играют значимую роль в социализа‐ ции подростков. Коммуникативные универсальные учебные действия необходимо продолжать развивать в подростковом возрасте, создавая для этого специальные ситуации и условия, организуя процесс обуче‐ ния на основе диалога. Отсюда вытекает практическая педагогиче‐ ская проблема создания специально организованных ситуаций и ус‐ ловий, направленных на формирования коммуникативных универ‐ сальных учебных действий у подростков. Период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный. Согласно ФГОС ООО, к коммуникативным универсальным учеб‐ ным действиям относятся следующие компоненты: – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно‐ ве согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргумен‐ тировать и отстаивать своё мнение; – умение осознанно использовать речевые средства в соответст‐ вии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владе‐ ние устной и письменной речью, монологической контекстной речью; – формирование и развитие компетентности в области исполь‐ зования информационно‐коммуникационных технологий. [4] Таким образом, процесс формирования коммуникативных уни‐ версальных учебных действий у подростков – это часть общего про‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=