ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 321 2015 ний неправильно передает это имя? Мог ли быть Хрестос еврейским бунтовщиком? Последнее, скорее всего, маловероятно, поскольку установлено, что имя Хрестос было нетипично для евреев [4, c. 39] и, кроме того, по словам И. С. Левинской, нигде не зафиксировано существование еврея с таким именем, в то время как для язычников это имя было довольно характерно [2, c. 300]. Также маловероятной представляется возмож‐ ность, чтобы какой‐то римский язычник «смутьянил» в иудейской сре‐ де. Отсюда представляется вполне возможным отождествлять Хреста у Светония с евангельским Иисусом Христом, конечно же, не в том смысле, что сам Иисус устраивал беспорядки среди римских иудеев, а в том, что его учение (христианство) вызвало волнение в их среде. При этом имя Христос, как предполагает В. Болотов, могло слишком упорно повторяться евреями, чтобы дойти до сведения римской полиции, ко‐ торая, в свою очередь, просто решила, что иудеев возбуждает какой‐то «Хрестос» [1, c. 64]. Также думал, вероятно, и Светоний. Но почему тогда Светоний неправильно передает имя: не Христос, а Хрестос? Во‐первых, Светоний просто мог не знать правильного написания имени, к тому же среди язычников было известно именно имя Хрестос. Во‐вторых, И. Тронский обратил внимание на то, что поскольку греческое долгое открытое «i» было фонетически ближе к латинскому закрытому «е», чем к латинскому долгому закрытому «i», то латинская форма Хрестос – «Chrestus» – является закономерной передачей грече‐ ской формы Христос в разговорной латинской речи [4, c. 40]. Поэтому для Светония было совершенно естественным передать имя Христос как Хрестос. Впрочем, его ошибка неудивительна, как для писателя – язычника, которого мало волновала история Христа, дата его казни и мессианский смысл его имени. Таким образом, на основании сведений Светония представляет‐ ся весьма вероятным, что брожение в среде римских иудеев, вызвав‐ шее мероприятия римских властей, было связано с проникновением в эту среду благовестия о Христе. Имя Христово, которое при этом по‐ стоянно повторялось, преломилось в народной массе и дошло до ис‐ торика в форме слуха о некоем бунтовщике Хресте, который «волно‐ вал иудеев». Литература 1. Болотов В. В. Гонение на христиан при Нероне // Христиан‐ ское чтение. – № 1, 1903. – C. 56–75. 2. Левинская И. А. Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспо‐ ры. – СПб.: Логос, 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=