ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 32 Своеобразие дефекта при нарушении речи определяет специфику личности детей младшего школьного возраста данной категории и их поведенческих реакций. Анализ специальной литературы показал, что, развитие и формирование учебной деятельности младших школьни‐ ков с нарушением речи, подчиняясь общим закономерностям форми‐ рования личности, имеет свои специфические особенности [3, с. 48]. Таким образом, целью исследования является изучение особен‐ ностей мотивации учебной деятельности младших школьников с на‐ рушением речи и составление и реализация коррекционно‐разви‐ вающей программы, направленной на развитие мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением речи. Исследование проводилось на базе ГОУТО «Новомосковская спе‐ циальная (коррекционная) общеобразовательная школа‐интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». В исследование приняло участие 9 учащихся 8–10 лет с на‐ рушением речи. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента применя‐ лась диагностическая программа, включающая в себя следующие методи‐ ки: «Определение мотивов учения» (М. Р. Гинзбург), «Рисунок школы» (А. И. Баркан), «Определение уровня мотивации учащихся» (Н. Г. Лус‐ канова), «Направленность на приобретение знаний» (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова), «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова). По результатам проведенной диагностической работы была разработана коррекционно‐развивающая программа, направленная на развитие мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением речи. Она включала в себя 14 занятий продолжительно‐ стью 30–40 минут. Цель программы – развитие учебной мотивации и учебно‐позна‐ вательных мотивов у младших школьников с нарушением речи. Задачи программы: 1) формирование у учащихся понятий о том, для чего нужно учиться; 2) формирование социальных и познавательных мотивов учения; 3) формирование умения ставить перед собой цель или удержи‐ вать предложенную учителем; 4) формирование умения прогнозировать результат деятельности. Выводы об эффективности коррекционно‐развивающей про‐ граммы, направленной на развитие мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением речи, были произведены на ос‐ новании сравнительного анализа данных, полученных на констати‐ рующем и контрольном этапах проведенного исследования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=