ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 318 фии, базирующийся на взаимосвязи языка изображения и реальности путем анализа сегментов. [8, с. 33–43] Обращение к результатам визуальных исследований в рамках различных научных дисциплин позволяет рассмотреть школьный учебник комплексно и системно и, что не менее важно, «вооружиться» разнообразным и разноплановым методическим инструментарием. Исследование визуального ряда школьного учебника собственно историко‐педагогической наукой традиционно осуществлялось и осуществляется с позиций семантического подхода. И в первую оче‐ редь в этом контексте исследователями были рассмотрены проблемы репрезентации в визуальном ряде учебной литературы целей и цен‐ ностей образования. С.С. Шведовым были описаны некоторые лекси‐ ческие и визуальные идеологические конструкции сталинского бук‐ варя и учебников по русскому языку и литературе 1930‐1950 годов, рассмотренные как коннотативные модели социального мироустрой‐ ства. [9, с.12] В. Г. Безрогов, Н. Б. Баранникова, Г. В. Макаревич полагают, что «чтение мира» посредством учебника предполагает помещение в его пространство и его словарь образных понятий, как ключевых для по‐ нимания культуры общества. Другими словами, визуальный ряд учебника рассматривается ими как модель образа окружающего мира, выстроенная взрослыми для ребенка. Г. Б. Макаревич в статье «Дети и Родина на форзацах учебников по чтению 1980‐х – 2000‐х годов» выявила характер смысловых взаи‐ мосвязей между оформлением учебной книги и ее социализирующим потенциалом, используя семантико‐педагогический анализ в изуче‐ нии концепта «Детство» и «Родина». [10, с. 57] Тот же автор говорит о целесообразности изучения в первую очередь учебников для на‐ чальной школы, так как они в большей степени отражают желаемый педагогический идеал, нежели учебники средней школы. Этот факт обусловлен самой структурой и содержанием учебника, задачей кото‐ рого является формирование «культурного человека». Выполняющие социализирующую роль тексты и визуальные образы, находящиеся в данных изданиях, подвергнуты автором единообразному количест‐ венному и качественному анализу. Несмотря на внимание исследователей к рассматриваемой теме, к сожалению, применение анализа визуального в учебной литературе ограничено либо ролью иллюстрирования полученных на основе тек‐ стуального анализа выводов, либо анализом образов отдельно от тек‐ ста. Проблема визуального ряда учебника с точки зрения выполнения им дидактических функций только начинает рассматриваться педаго‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=